только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 5 / 6
Страница 1 / 27

ГЛАВА 4 ФАРМАКОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХИАТРИИ

Всплеск интереса к отечественным фармакоэпидемиологическим и фармакоэкономическим исследованиям в психиатрии, как и в других областях медицины, пришелся на последнее десятилетие минувшего века, когда была объективно подготовлена почва для их поступательного развития. Растущее научно-прикладное значение фармакоэкономических исследований в психиатрии имеет объективные предпосылки:

•  реформирование психиатрических служб;

•  необходимость поддержания и повышения качества специализированной помощи в условиях финансовых ограничений;

•  появление новых поколений психотропных средств на фармацевтическом рынке и широкий диапазон цен, не связанных непосредственно с результатами лечения;

•  усиление роли медикаментозной составляющей в терапевтическом процессе;

•  внимание к оценке фармакотерапии с ориентацией на отдаленный (конечный) результат;

•  растущее внимание к удовлетворению нужд потребителей психиатрической помощи (пациентов и их родственников);

•  разработка стандартов (протоколов) лечения отдельных психических болезней и укрепление позиций формулярной системы в психиатрии.

Фармакоэкономические исследования востребованы прежде всего в тех областях медицины, где происходит активное внедрение инновационных лекарственных средств, в том числе и психотропных: атипичных нейролептиков, антидепрессантов группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина и других, имеющих преимущества в безопасности и эффективности, но обходящихся потребителю фармацевтической помощи на определенной ступени ее оказания в десятки раз дороже, нежели «традиционные» препараты (типичные нейролептики, трициклические антидепрессанты).

Только в США рынок лечения шизофрении оценивается в $1,5 млрд. Затраты на разработку и внедрение одного препарата составляют $500-800 млн, и они должны принести прибыль. Примечательно, что фармакоиндустрия затрачивает приблизительно одинаковые суммы (около $10 млрд ежегодно) на клинические исследования и на маркетинг (Л.С. Страчунский, А.В. Веселов, 2002 год).

Для продолжения работы требуется вход / регистрация