только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 9 / 36
Страница 1 / 10

Глава 5. Клинические методы

Клиническое обследование больного остается первым диагностическим приемом, который использует врач. Его значение не уменьшается, несмотря на развитие за последние десятилетия высокотехнологичных методов лабораторной и инструментальной диагностики. Грамотное клиническое обследование позволяет:

◊ установить предварительный диагноз;

◊ оценить тяжесть состояния больного;

◊ определить необходимость госпитализации;

◊ определить необходимый объем лабораторных и инструментальных исследований;

◊ составить предварительный план лечения;

◊ определить необходимость проведения противоэпидемических мероприятий при подозрении на инфекционное заболевание.

При некоторых инфекционных болезнях (рожа, столбняк и др.) диагноз устанавливают на основании клинической картины без лабораторного подтверждения. Клиническое обследование, которое проводят не только при первичном осмотре, но и в динамике болезни, позволяет подтвердить или опровергнуть первичный диагноз, оценить эффективность выбранного лечения и провести его коррекцию, выявить осложнения, внести необходимые дополнения в план лабораторного и инструментального обследования.

При первичном осмотре больного врач должен уметь заподозрить наличие инфекционной патологии. Клиническое обследование инфекционного больного основывается на тех же пропедевтических принципах, что и в клинике внутренних болезней, но содержит некоторые особенности.

ЖАЛОБЫ

При выяснении жалоб больного следует помнить, что сами больные нередко перечисляют не все имеющиеся жалобы, забывая часть из них или считая, что они не имеют отношения к данному заболеванию, поэтому следует активно выявлять жалобы, наиболее характерные для подозреваемого заболевания, а также имеющие дифференциальнодиагностическое значение, постаравшись не забыть ни одну систему органов. Подобная методика опроса во многих случаях позволяет значительно увеличить число выявленных жалоб. Каждая жалоба должна быть не просто констатирована, а подробно проанализирована (по времени возникновения, динамике, реакции на прием лекарственных препаратов и др.) и описана. Важно выявить последовательность появления жалоб.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация