только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 3 / 25
Страница 1 / 2

Дежурство. Общие понятия

Хирурги еле-еле спасли мою молодую жизнь, за что я им глубоко благодарен. И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»

Дежурство в лечебном учреждении - способ организации оказания медицинской помощи, как правило, ургентной.

Дежурство в лечебном учреждении - это метод организации оказания медицинской помощи за пределами основного рабочего времени.

Дежурство в лечебном учреждении - это особый комплекс организационных мероприятий, направленный на обеспечение граждан медицинской помощью, как правило, неотложной, за пределами основного рабочего времени. Целью организации дежурств является: достижение готовности персонала и средств обеспечения (медицинская техника, инфраструктура, коечный фонд, расходные материалы, медикаменты) к оказанию экстренной (срочной, плановой) консультативной медицинской помощи, консервативному лечению и операциям, в том числе в условиях массового поступления больных и раненых, с высоким уровнем информационно-правового взаимодействия с органами правопорядка, власти и т.п. [17, 30].

Общая концепция заключается в том, что качество медицинской помощи во время несения дежурства не должно снижаться в сравнении с основным рабочим временем. Этого требует общественное мнение и элементарная человеческая справедливость. Воистину, на современном этапе развития медицинской практики нельзя допустить снижения качества оказания медицинской помощи на том основании, что болезнь начала себя активно проявлять в тот момент, когда лечебное учреждение находится в состоянии дежурства [28, 34]. В теории, высо-

кого качества оказания медицинской помощи во время дежурства можно достичь двумя путями: 1 - всеми доступными средствами снизить нагрузку на ЛПУ во время дежурства, переместив всю лечебно-диагностическую деятельность на основное рабочее время: т.е. повышать раннюю выявляемость заболеваний, проводя эффективную диспансеризацию, наращивая плановую работу и т. п.; 2 - привести возможности дежурного ЛПУ к реальным потребностям обслуживаемого контингента граждан в медицинской помощи: иными словами кадровое обеспечение, материальная база, управление ЛПУ, оказывающего помощь в условиях дежурства, должны быть максимально приближены к его возможностям в основное рабочее время. Динамика современной жизни указывает на то, что грань между работой по оказанию медицинской помощи в основное время и по дежурству стирается: все большие объемы «плановой» работы перекладываются на дежурные бригады, а дежурные хирурги в разгар экстренной операции уступают место у операционного стола своим коллегам, которые пришли утром на работу. Видимо, в этом направлении и будет развиваться организация работы медицинских учреждений. За счет перераспределения больших объемов плановой и срочной помощи на «дежурное» время, возможности ЛПУ для работы в «плановом» и «дежурном» режиме уравняются. И в конечном итоге речь пойдет лишь о смене стереотипов у организаторов здравоохранения и медицинских плановиков-финансистов, которым придется пересмотреть нормативы нагрузки на персонал и принять на работу большее количество сотрудников. Не возьмусь предсказать, когда это произойдет в России, но, наверное, скоро, т.к. весь цивилизованный мир идет по этому пути [13].

Для продолжения работы требуется вход / регистрация