только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 5 / 16
Страница 1 / 17

Глава 1. РЫНОЧНЫЙ СПРОС. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

Рыночный спрос на товар - это количество данного товара (Qd), которое потребители готовы приобрести за определенный период времени в зависимости от существующих цен на данный товар, на товары-заменители и на дополняющие блага, от доходов и предпочтений потребителей, а также от других факторов, воздействующих на спрос на данном отраслевом рынке.

Математически рыночный спрос можно представить как функцию от многих переменных:

Основные факторы, влияющие на рыночный спрос:

 цена данного товара - P;

 уровень дохода потребителей - I;

 цены товаров-заменителей (субститутов) - Psub;

 цены дополняющих благ (комплементов) - Pcomp;

 вкусы и предпочтения потребителей - pref.

Закон спроса. Если цена рассматриваемого товара возрастает, а прочие факторы, влияющие на рыночный спрос, не изменяются, то потребители готовы покупать меньшее количество данного товара за тот же период времени. И, наоборот, при снижении цены рассматриваемого товара и неизменности остальных факторов потребители будут предъявлять спрос на большее количество данного товара.

Кривая рыночного спроса (Demand Curve - D) - это графическое представление зависимости между ценой единицы товара и количеством товара, которое потребители готовы купить при каждой возможной цене за определенный период времени и при прочих равных условиях (рис. 1.1). В соответствии с действием закона спроса кривая рыночного спроса имеет отрицательный наклон.

Рис. 1.1. Кривая рыночного спроса на товар Х

Нормальные и инфериорные блага. Если увеличивается или уменьшается уровень дохода потребителей, покупающих товар на данном рынке, влияние этого изменения на спрос будет неоднозначным. Блага, спрос на которые растет с увеличением доходов потребителей и падает с уменьшением доходов, называются нормальными благами. Товары, спрос на которые снижается с ростом доходов и, наоборот, увеличивается с уменьшением доходов, называются инфериорными товарами (рис. 1.2).

Для продолжения работы требуется вход / регистрация