только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 10 / 16
Страница 1 / 15

Глава 6. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ КАК СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ

Ценовая дискриминация существует, когда фирма устанавливает на две единицы одного и того же товара (обе единицы производятся при одинаковых издержках и имеют одинаковое качество) разные цены либо для различных покупателей, либо для одного и того же покупателя.

Почему фирмы практикуют ценовую дискриминацию? Когда фирма производит однородный товар и продает его по одной цене за каждую единицу, она оставляет покупателям некоторый денежный излишек. Это толкает фирму к поиску и использованию различных путей изъятия данного излишка. Ценовая дискриминация является эффективным инструментом по присвоению фирмой излишка потребителей.

Излишек потребителей (CS) - разность между максимальной суммой денег, которую потребители готовы заплатить за данное количество товара, и их действительными расходами, основывающимися на текущей рыночной цене товара - P (рис.6.1).

Примеры ценовой дискриминации:

 многие бары и ночные клубы проводят так называемые «женские ночи», на которых напитки женщинам продаются в два раза дешевле, чем мужчинам;

 многие фармацевтические компании практикуют назначение разных цен на одни и те же лекарства для разных регионов;

 гражданин РФ сможет посетить Эрмитаж или Третьяковскую галерею за меньшую цену, чем турист из Франции;

 авиакомпании назначают разные цены на авиабилеты в зависимости от класса;

 оптовым покупателям обычно предоставляются скидки;

 стоимость проезда в метро для школьников и студентов меньше, чем для работающих людей.

Рис. 6.1. Изъятие потребительского излишка при ценовой дискриминации первой степени

Для продолжения работы требуется вход / регистрация