Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 6 / 32
Страница 1 / 20

ГЛАВА 6. РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В последние годы, несмотря на развитие исследований, альтернативных рентгенологическим методам (ультрасонография, томография, магнитно-ядерная томография и т.д.), рентгеноконтрастные методы исследования у детей продолжают играть одну из важных ролей в диагностике заболеваний мочеполовой системы.

При определении показаний к контрастным рентгенологическим исследованиям и очередности их выполнения необходимо учитывать большую чувствительность детского организма и особую радиационную ранимость гонад. При выполнении обследования врач обязан свести к минимуму площадь поля облучения и защитить гениталии полосами просвинцованной резины.

Рентгенологические исследования мочевыделительной системы начинаются с производства обзорной рентгенограммы брюшной полости ребенка, находящегося в горизонтальном положении. При выявлении большого количества газа в кишечных петлях рекомендуется дополнительная очистительная клизма. Обзорный снимок должен захватывать область с X-XI грудного позвонка до нижнего края лобкового сочленения. Это исследование позволяет определить расположение, контуры и размеры почек с обеих сторон, наличие или отсутствие теней конкрементов как в области почек, так и по ходу мочевыводящих путей. В отличие от взрослых у детей, особенно младшего возраста, почки относительно велики, поэтому на рентгенограммах нижние полюса их расположены ближе к гребню подвздошной кости и нередко находятся на уровне последнего.

Ограничение или отсутствие физиологической подвижности почки при дыхании пациента указывает на воспалительный или склеротический процесс в паранефральной клетчатке. В норме при перемещении ребенка из горизонтального в вертикальное положение почки смещаются книзу на 1,5-2 позвонка.

Особое внимание уделяется состоянию костной системы, выявлению spina bifida, отсутствию пояснично-крестцового сочленения и т.д. (рис. 6.1а, б).

Для продолжения работы требуется вход / регистрация