Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 24
Страница 1 / 9

ГЛАВА 3. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

3.1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

В процессе эволюции сформировались три типа мышц - скелетные, прикрепленные к концам трубчатых костей конечностей и отросткам позвонков и приводящие их в движение; гладкие, расположенные в стенках органов ЖКТ и некоторых других органов и обеспечивающие продвижение их содержимого; сердечная мышца. Гистологически мышечная ткань ребенка первых месяцев жизни отличается тонкостью мышечных волокон, обилием ядер и развитием интерстициальной ткани. С возрастом происходят утолщение мышечных волокон и уменьшение количества ядер. Наряду с развитием мышечных волокон формируется эндомизий и перимизий, представляющие соединительнотканный каркас мышцы. Богатая кровеносная система и интенсивный обмен способствуют быстрому вымыванию из мышц молочной кислоты.

Дети очень подвижны. У новорожденных мышечная масса составляет 23% массы тела, а в 17 лет - 44%.

Развитие мышц с возрастом у детей происходит неравномерно. Сначала развиваются мышцы плеча и предплечья, а затем - мышцы кисти. Начиная с первых лет необходима тренировка пальцев рук. Точность и координация движений формируется к 10 годам и позже, быстрота движений - к 14 годам.

Методы обследования

Осмотр, пальпация. Определяется степень развития мышц, наличие атрофий, деформаций, парезов или параличей. При пальпации мышц следует обратить внимание на их болезненность. Параметрами нормального состояния мышечной системы являются тонус, сила и двигательная активность мышц. Мышечный тонус определяется

на основании субъективных ощущений, получаемых врачом при пассивном разгибании и сгибании конечностей, их сопротивления при этих движениях, по плотности мышц при их ощупывании. Сила мышц нарастает с возрастом. Как правило, правая рука сильнее левой, а мышечная сила у мальчиков больше, чем у девочек. Определяют мышечную силу по степени усилия, которое нужно совершить, чтобы противодействовать движению конечности ребенка, а у старших детей - с помощью динамометра (рис. 7).

Для продолжения работы требуется вход / регистрация