Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 16 / 37
Страница 1 / 11

ГЛАВА 15 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Начала научной психологии: структурализм и функционализм

К середине XIX в. достижения в области физиологии органов чувств и движений, успехи эволюционной биологии и медицинской практики (применение гипноза в лечении неврозов) создали условия для объективного изучения психических явлений, которые традиционно относились к психологии, но как разделу философии.

Начало психологии как самостоятельной науки связывают с вышедшей в 1874 г. книгой В. Вундта «Основания физиологической психологии». В. Вундт полагал, что объектом психологии являются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему (физиологическая сторона), и внутреннему (психологическая сторона) наблюдению. Поэтому уникальным предме- том экспериментальной психологии, никакой другой дисциплиной не изучаемым, был признан «непосредственный опыт» («чистое» чувствование без всякого рода интерпретаций). А главным методом его изучения - интроспекция: наблюдение субъекта за процессами в своем собственном сознании. Целью новой психологии был поиск первичной «ткани» сознания, которая представлялась как бы сделанной из сенсорных (чувственных) нитей. С помощью интроспекции опытные наблюдатели могли выявить и описать простейшие психические составляющие сознания, его «атомы». Позднее это изучение элементов психики и их связи посредством ассоциации получило название структурализм (ТитченерЭ.Б., 1867-1927).

Против «атомических» взглядов В. Вундта, классической ассоциативной психологии выступили сторонники движения гештальтпсихологии (Вертгеймер М., КоффкаК.,

Келер В. и др.). Они рассматривали этот подход как психологию «кирпичей и раствора», подразумевая, что элементы сознания (кирпичи) скрепляются между собой раствором процесса ассоциации. В доказательство ошибочности взглядов В. Вундта они приводили описания своих экспериментов по целостности зрительного, звукового восприятия, а в дальнейшем и мышления. Результаты их исследований невозможно было объяснить принципами ассоциации.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация