только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 8 / 29
Страница 1 / 16

ГЛАВА 7 КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

Равновесная - рыночная - цена на товары и услуги любой фирмы зависит от соотношения спроса и предложения. Но это не значит, что фирма вообще не имеет возможности управлять уровнями и динамикой цен на производимые ею товары. Более того, эти возможности зачастую оказываются весьма значительными и зависят от того, какая доля в общем объеме продаж на данном товарном рынке приходится на данную фирму: чем ее доля выше, тем сильнее ее власть над рыночными ценами.

Это обстоятельство настолько существенно для понимания реальной хозяйственной жизни, что экономическая наука пришла в конце концов к необходимости выделить несколько основных типов рынков, а не изучать рынки вообще. Различия этих типов рынков определяются как раз мерой влиятельности отдельных продавцов при формировании уровней цен и тем, как на этих рынках осуществляется конкуренция.

1. ТИПЫ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ

Основные типы конкурентных рынков - это:

1) рынок совершенной (чистой) конкуренции;

2) рынок монополистической конкуренции;

3) рынок олигополии;

4) рынок чистой монополии.

Главное отличие между ними, с точки зрения экономической науки, - в соотношениях сил

продавцов и покупателей, в возможности каждой из этих сторон рынка влиять на формирование рыночных цен.

Равны возможности покупателей и продавцов только на рынке чистой (совершенной) конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая максимума при чистой монополии.

Существует также рыночная ситуация, называемая монопсонией, когда на рынке имеется всего один покупатель и он диктует свою волю продавцам (например, в командной системе таким монопсонистом являлось государство как покупатель на рынке труда - ведь все работали на государственных предприятиях).

Для продолжения работы требуется вход / регистрация