только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 2 / 16
Страница 1 / 32

ТЕМА 1 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Наука отличается от некоторой суммы знаний тем, что имеет четко определенный предмет исследования, систему знаний об этом предмете и категориальный аппарат, описывающие сущностные основы данного предмета. И социология, и политология как науки оформились в конце XIX в., а их начала уходят в древность.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Рассмотрим основные этапы, имеющие большое значение в процессе перехода обыденного знания в науку.

В Египте мы обнаруживаем теологическую концепцию образования государства. Боги, создав государство и принеся на землю порядок, через некоторое время удалились на небо, оставив на земле своего представителя, фараона, наделенного некой божественной силой маат. Он должен был с помощью божеского дара поддерживать порядок на своей земле и нести его (порядок) на соседние территории, покрытые мраком и хаосом.

В Месопотамии мы можем обнаружить профетическую концепцию происхождения царской власти. В законах царя Хаммурапи говорится о том, что он является проводником идей бога Шамаша (бог справедливости) в жизнь государства. Он должен был следить, чтобы «сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость». Царь должен был следить, чтобы никто не нарушал «стезю Шамаша».

Индия. Согласно Ведам (Веды - священные тексты и писания), общество делилось на четыре варны: брахманы - жрецы; кшатрии - воины; вайшьи - простолюдины; шудры - низкие, подлые, неприкасаемые.

Жизненным началом любой варны служили гуманизм и человеколюбие, но при этом она должна была выполнять свои специфические функции. Все на земле, в том числе и человек, должно подчиняться божественному закону - рита.

В текстах «Махабхараты» и «Трипитаке» определен порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация