только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 6 / 48
Страница 1 / 26

ГЛАВА 04. ПРОФИЛАКТИКА ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ

ЗУБОЧЕЛЮСТНЫЕ АНОМАЛИИ

          ЗЧА - это врожденные и приобретенные нарушения развития ЗЧС: аномалии зубов, челюстных костей и аномалии соотношения зубных рядов. Профилактика ЗЧА - это комплекс мероприятий, направленных на своевременное предупреждение и устранение этиологических и патогенетических факторов, способствующих возникновению ЗЧА.

КОД ПО МКБ-10

•             К07. Челюстно-лицевые аномалии [включая аномалии прикуса].

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

          Уже у 7-10% детей первого года жизни можно вывить признаки формирования ЗЧА, а среди детей раннего возраста (1-3 года) распространенность патологии составляет 33%. Среди дошкольников частота встречаемости ЗЧА увеличивается до 56-71%, среди школьников - до 65-89%. Наиболее часто наблюдаются нейтральное смыкание первых постоянных моляров с аномалиями положения зубов (35-42%), дистальная окклюзия (24-46%), глубокое резцовое перекрытие (18-34%), реже - мезиальная окклюзия (8-13%), открытый прикус (5-7%), другие аномалии (1-9%). У большинства детей наблюдаются сочетанные аномалии.

ЭТИОЛОГИЯ

          Большинство случаев ЗЧА становятся результатом комплексного взаимодействия множества факторов, которые оказывают влияние на рост и развитие ЗЧС, и определить специфические этиологические факторы в этих случаях практически невозможно. Иногда очевидна только одна специфическая причина, например недоразвитие нижней челюсти в результате перелома или действия генетического фактора.

          Хотя в большинстве случаев установить причину аномалии сложно, существуют общие предпосылки, которые необходимо учитывать при планировании профилактики и лечения ЗЧА.

          1. Генетические факторы.

          Около 40% ЗЧА обусловлены наследственными факторами. Наследование черепно-лицевых (скелетных) характеристик относительно высоко, а наследование зубных характеристик - низкое. К наследуемым аномалиям относятся:

Для продолжения работы требуется вход / регистрация