13.1. ВВЕДЕНИЕ
Воля как феномен внутренней жизни человека неоднократно становилась предметом самого пристального рассмотрения. В эпоху Античности, в Средние века, эпоху Возрождения, эпоху Нового времени воля понималась как одна из главных составных частей многосложной человеческой субъективности. Она исследовалась в неразрывном единстве с разумом и чувствами - важнейшими компонентами внутреннего мира человека. Вопрос о самостоятельности и независимости воли от других составляющих внутренней жизни человека всерьез не ставился и не обсуждался. Однако усилия Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и ряда других философов привели к тому, что воля стала рассматриваться как суверенное начало. В их работах воля была объявлена главенствующим принципом бытия. Так, например, А. Шопенгауэр1 считал, что воля - это «абсолютное хотение», которое присуще всему живому в этом мире. Она многолика и представляет собой силу, благодаря которой жизнь человека, животных, всей природы последовательно претерпевает изменения. Фридрих Ницше2, хорошо усвоивший уроки А. Шопенгауэра, внес коррективы в его учение. Он в качестве основополагающей черты сущего признал «волю к власти». Для Ф. Ницше абсолютный диктат воли выступил в качестве высшего принципа философской концепции, трактующей жизнь человека как проявление
неустранимого стремления к господству. В одной из своих программных работ «По ту сторону добра и зла» Ф. Ницше описывает два выделенных им типа человеческого поведения: «мораль господ» и «мораль рабов». Оба эти типа поведения могут уживаться в одном человеке. Радикальное различие между ними состоит в следующем. В «морали господ» хорошее эквивалентно благородному, а плохое - презренному, низкому. В «морали рабов» в достоинство возведены сочувствие, смирение и сострадание, а к недостаткам отнесены сила и независимость индивида. «Мораль господ» основывается на настойчивом отстаивании своих прав в отличие от смиренного отношения к жизни людей, воплощающих «мораль рабов». Ф. Ницше настаивает на том, что в основе этих стереотипов поведения лежит «воля к власти» как основополагающая черта сущего, управляющего всем живущим. Одних людей пульсация этой силы превращает в приверженцев «морали рабов», других направляет по стезе достижения идеала «сверхчеловека». По мысли Ф. Ницше, человек это то, что должно быть преодолено: «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью»1. Ценность человека, заявлял он, заключается не в том, что мы есть, а в том, чем мы можем стать. Рассуждая в таком ключе, Ф. Ницше, по существу, в основу своего учения, встретившего ожесточенную критику и вместе с тем привлекшего к себе внимание многих философов, положил принцип абсолютного диктата воли. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше не были одиноки в трактовке воли как автономного начала. Эту линию рассуждений продолжал Э. Гартман, предложивший свое оригинальное понимание сути человеческой жизни. Рассуждая о волевом начале человеческого бытия, он, как и А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, утверждал, что в жизни человека воля обнаруживается повсеместно и действует всегда бессознательно.