ОБУЧЕНИЕ МАТЕРИ ТЕХНИКЕ КОРМЛЕНИЯ РЕБЕНКА ГРУДЬЮ
Цель:
• обеспечить длительное и эффективное грудное вскармливание;
• обеспечить инфекционную безопасность во время кормления грудью;
• создать ребенку комфортное состояние во время кормления.
Показания: оптимальное удовлетворение физиологической потребности в пище.
Противопоказания: относительные и абсолютные со стороны матери и ребенка.
Оснащение:
• косынка, маска;
• мыло, полотенце;
• пеленка;
• стерильная посуда для сцеживания грудного молока;
• скамеечка под ногу матери;
• набор для пеленания;
• стерильное растительное масло;
• ватные жгутики.
Обязательные условия:
• кормить ребенка в спокойной обстановке, в спокойном расслабленном состоянии;
• после кормления 2-3 мин подержать ребенка в вертикальном положении, после чего положить на правый бок (или голову повернуть на бок);
• обучить мать правилам подготовки ее и ребенка к кормлению, правилам кормления грудью.
| Последовательность действий | | | Обоснование | |
| 1. Поздоровайтесь с мамой, поинтересуйтесь, как она кормит ребенка грудью | | | Расположите женщину к себе, вселите в нее уверенность в успешном грудном кормлении | |
| 2. Объясните маме преимущества естественного вскармливания, основные правила кормления грудью, обоснуйте их | | | В действительности у женщин обычно нет недостатка в молоке, а есть недостаток осознания необходимости и важности кормления грудью | |
| 3. Спросите, хочет ли мать, чтобы вы помогли ей в кормлении ребенка грудью. | Посмотрите, как она кормит ребенка, и решите, правильно ли она это делает | | | Матери и ребенку требуется помощь в кормлении грудью, так как, если ребенок неправильно берет грудь, возникает целый ряд проблем | |
| 4. Дайте матери следующие рекомендации по кормлению грудью: | |
| • Тщательно вымойте руки с мылом. | | | Для профилактики заболеваний ребенка и молочной железы матери | |
| • Сядьте или лягте в удобном положении, расслабьтесь, можете положить ребенка на подушку | | | Это благотворно отражается на выделении молока (под влиянием гормона гипофиза - окситоцина, на секрецию которого влияют мысли и настроение матери) | |
| • Правильно приложите ребенка к груди, при этом: | - голова и туловище находятся на одной прямой линии; | - ребенок лицом и всем телом повернут к вашей груди, его живот напротив вашего живота; | - туловище ребенка прижато к вашему телу; | - поддерживайте его снизу, если ребенок новорожденный, или сзади за плечи, но не за затылок, его голова должна свободно слегка откидываться назад | | | Чтобы во время кормления ребенку не нужно было поворачивать или наклонять голову | |
| Последовательность действий | | | Обоснование | |
| • Подавая ребенку грудь, слегка поддерживайте ее 4-мя пальцами снизу, а большим пальцем - сверху не слишком близко к соску | | | Чтобы не затруднять отток молока | |
| • Прикоснитесь соском к губам ребенка (лучше к верхней губе) | | | Для стимуляции рефлекса захватывания | |
| • Когда ребенок широко откроет рот, направьте сосок к небу ребенка и приложите его к груди так, чтобы он захватил не только сосок, но и ареолу, больше снизу. При этом его нижняя губа вывернута наружу, а подбородок прилегает к груди | | | Перистальтические волны языка выжимают молоко из млечного синуса, который находится под ареолой, в рот ребенка. Сосок в этом случае касается неба ребенка, что стимулирует сосание | |
| • Можете не поддерживать рукой грудь во время сосания, так как носовые ходы, как правило, грудью не закрываются, и дыхание ребенка достаточное | | | Чтобы не сдавливать пальцами протоки молочной железы | |
| • Наблюдайте, как ребенок сосет: если ему молока достаточно, он делает медленные глубокие сосательные движения, слышно, как он глотает молоко, щеки его при сосании не втягиваются, а в конце кормления ребенок расслаблен и доволен | | | Для профилактики недокорма и гипогалактии | |
| • Дайте ребенку возможность сосать столько, сколько он захочет (обычно кормление длится от 15-20 до 30 мин). Если у «ленивого сосуна» преждевременно забрать грудь, он может не получить позднего молока, необходимого ему для нормального роста | | | Причиной возникновения трещин и воспаления сосков является сосание в неправильном положении, а не продолжительное сосание. «Позднее молоко» содержит больше жиров, в то время как серое и водянистое «раннее молоко» содержит больше белков, витаминов, микроэлементов, лактозы и воды | |
| • Кормите ребенка по его требованию, без ночного перерыва, т.е. 7-12 раз в сутки и более | | | Частое прикладывание ребенка к груди, кормление в ночное время способствуют выработке молока (рефлекс секреции молока или рефлекс гормона гипофиза - пролактина, который вырабатывается в ночное время) | |
| Последовательность действий | | | Обоснование | |
| • Следующее кормление прикладывайте ребенка к другой груди | | | Это предупреждает застойные явления в молочной железе | |
| • Сцеживайте остатки молока из груди только по необходимости. Как правило, при кормлении ребенка по его требованию необходимость в сцеживании не возникает | | | • Это необходимо для исключения нагрубания молочной железы. | • Для кормления недоношенного или больного ребенка. | • Во время болезни матери, при выходе ее на работу или учебу | |
| • Не мойте грудь перед каждым кормлением, достаточно принимать душ 1-2 раза в день и менять ежедневно нижнее белье | | | Частое мытье груди особенно с мылом: | - удаляет натуральную смазку, которую вырабатывают железы Монтгомери, с кожи сосков и ареолы; | - способствует образованию трещин и воспалению сосков | |