только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 2 / 11
Страница 1 / 28

Глава 1. Биоэтика в современном здравоохранении

1.1. ФОРМИРОВАНИЕ БИОЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

На современном этапе развития здравоохранения одной из фундаментальных проблем следует признать формирование биоэтического сознания специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в этой важной сфере.

Биоэтическое сознание - это область сознания, обобщенно и целенаправленно отражающая действительность в форме биоэтических знаний, оценочных отношений к биоэтике и практике реализации ее законов, принципов и правил, моральных установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение разумного и нравственного человека в ситуациях морального выбора, связанного с его вмешательством в процессы жизнедеятельности, которое представляет для них возможную или реальную опасность.

Биоэтическое сознание выполняет следующие функции:

 познавательную;

 оценочную;

 регулятивную.

Познавательная функция связана с накоплением биоэтических знаний в результате интеллектуальной (мыслительной) деятельности и оперирует в связи с этим такими понятиями, как «биоэтическое образование», «биоэтическая подготовка».

Реализация оценочной функции требует определенного эмоционального отношения личности к практике применения законов, принципов и правил биоэтики, к разным сторонам и явлениям жизни.

Регулятивная функция осуществляется на основе моральных установок и ценностных ориентаций, определяющих поведение человека в биоэтически значимых ситуациях.

Важные факторы формирования биоэтического сознания - это:

 разум;

 добрая воля;

 высшее благо.

Разум как творческая познавательная деятельность, раскрывающая сущность действительности, воплощает способность человека к верным, объективным, взвешенным суждениям о мире. Неразумные (иррациональные) мыслительные процессы протекают, как кажется, независимо от разума, но все же отчасти зависят от него. Они протекают независимо на вегетативном уровне. Они зависят от разума в своих эмоциональных, аффективных проявлениях - во всем том, что сопряжено с удовольствиями и страданиями (Гусейнов А.А., Апресян Р.Г., 2004).

Для продолжения работы требуется вход / регистрация