только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 20 / 31
Страница 1 / 14

Глава 2 МОДЕЛЬ НАУКИ КАРЛА ПОППЕРА

Развитие неопозитивизма вскоре вызвало многочисленную критику его положений. Слишком жесткой была модель научного знания и формулировка критерия демаркации в логическом позитивизме.

Первая альтернативная модель научного знания после неопозитивизма была предложена английским философом Карлом Поппером (1902-1994)1. Он резко критиковал индуктивные методы научного познания, полагая, что индукция - чисто психологическая процедура, которая может быть лишь случайным поводом к возникновению гипотезы, но не в состоянии лечь в основу логики научного знания.

Главная задача, которую поставил перед собой Поппер, - построить модель научного знания без индукции, только на основе методов дедуктивной логики.

В самом деле, странно было бы претендовать на преимущества научного знания перед другими видами знания, основывая первое на весьма неясной и проблематичной процедуре, каковой служит индукция. Это было главным противоречием неопозитивизма, и его-то и попытался преодолеть Поппер.

§ 1. ФАЛЬСИФИЦИРУЕМОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ДЕМАРКАЦИИ

Поппер выдвинул идею фальсифицируемости научной теории, призванной заменить процедуры верификации при определении критерия демаркации.

Если верификация в неопозитивистской модели науки - перенос с протокольных предложений хотя бы некоторой степени истинности на теоретические высказывания, то фальсификация, наоборот, представляет опровержение теоретических суждений на основе ложности вытекающих из них эмпирических высказываний.

1 Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. - 605 с.

Тем самым Поппер предлагает расширить понятие эмпирического базиса научной теории до множества как истинных, так и ложных эмпирических высказываний (то есть таких, которые интерсубъективны и могут быть подтверждены или опровергнуты в различных эмпирических методах научного познания). Не требуется, чтобы эти эмпирические высказывания уже были определены в опыте. Достаточно, чтобы они, или их отрицания, в принципе могли бы быть получены эмпирическими методами познания.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация