только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 8
Страница 1 / 9

Занятие 3. ЧАСТНАЯ СЕМИОТИКА ВРОЖДЕННЫХ И НАСЛЕДСТВЕННЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Цель занятия: сформировать общие представления о зубочелюстных и черепно-лицевых пороках развития, стоматологических проявлениях хромосомных болезней.

Студент должен знать

1. Основные принципы классификации зубочелюстных и черепно-лицевых пороков.

2. Этиологию и патогенез зубочелюстных и черепно-лицевых пороков.

3. Стоматологические проявления хромосомных болезней.

Студент должен уметь

1. Провести и интерпретировать опрос и осмотр в случае врожденных пороков развития челюстно-лицевой области и зубочелюстных аномалий.

2. Разработать тактику ведения больного.

3. Ориентироваться в особенностях стоматологических нарушений при хромосомных болезнях.

5. ЗУБОЧЕЛЮСТНЫЕ АНОМАЛИИ

5.1. Этиология, патогенез и классификация зубочелюстных аномалий

Зубочелюстные аномалии (ЗЧА) - состояния, включающие генетически обусловленные нарушения развития зубов, челюстных костей и соотношений зубных рядов. В структуре стоматологических заболеваний ЗЧА занимают третье место после кариеса зубов и болезней пародонта.

Зубочелюстные аномалии встречаются у 50% детей и 30% подростков и взрослых. Возникновение одних и тех же аномалий может быть обусловлено различными этиологическими факторами - генетическими, средовыми или их сочетанием. Причина генетически детерминированных аномалий - разнообразные мутации, регистрируемые на хромосомном, генном и геномном уровнях организации наследственного материала. Соответственно, ЗЧА могут формироваться на всех этапах развития - от начала закладки зачатков зубов до полного их прорезывания и расположения в зубном ряду.

Наследственные и врожденные аномалии развития зубов можно лучше понять, рассматривая их развитие на стадиях инициации и пролиферации, морфогенеза и аппозиции матрикса. Развитие зубов инициирует зубная пластинка. Если эта пластинка не сформирована или ее ранняя организация аномальна вследствие мутации, инициация не происходит и зубы вообще не развиваются (адентия). Если физически разрушена только часть пластинки, инициация отсутствует именно в этой части, что приводит к частичному отсутствию зубов (гиподентия). Разумеется, некоторые дизруптивные факторы (инфекционные или механические повреждения в виде амниотических перетяжек или сосудистой окклюзии) могут придавать пластинке избыточную активность, что приводит к гипердентии (избыточным зубам). После инициации отделенные друг от друга почки зубов пролиферируют на своих предопределенных местах.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация