только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 8 / 16
Страница 1 / 5

Раздел 5. Оценка функций сердечно-сосудистой системы

5.1. Физиологические константы

Функции сердечно-сосудистой системы

Функция

Определение

Сократительная

Обеспечение кровообращения

Гомеостатическая

Поддержание постоянства среды организма при непрерывно меняющихся условиях его жизнедеятельности

Питательная

Доставка кислорода и питательных веществ ко всем органам и тканям

Экскреторная

Удаление и выведение углекислого газа и остальных продуктов обмена и др.

Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы у детей

Признак

Физиологическая тахикардия

Особенность

Из-за малого объема сердца при высоких потребностях в кислороде и других веществах, симпатикотония

Непостоянство ЧСС

Изменения происходят при движениях, ориентировочных реакциях, эмоциях

Возрастные и половые различия ЧСС

У девочек ЧСС больше, чем у мальчиков; после 2 лет наблюдается дыхательная аритмия, у подростков брадикардия и аритмия

Увеличение длительности сердечного цикла с возрастом

У детей 1-го года жизни - 0,40-0,54 с, у подростков - 0,8 с; продолжительность систолы желудочков у грудных детей - 0,27 с (у подростков - 0,33 с)

Окончание табл. Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы у детей

Признак

Ударный объем (количество крови, выбрасываемой в каждом цикле)

Особенность

Увеличивается пропорционально массе тела: к 6 мес в среднем удваивается, к году - утраивается; в 8 лет - в 10 раз, а у подростков - в 20 раз больше, чем у новорожденных

Минутный объем крови (ударный объем хЧСС)

К 1 году - около 1250 мл, в 8 лет - 2800 мл; 130-160 мл/кг крови в 1 мин

Низкое АД

Обусловлено широкими артериями, меньшей нагнетательной способностью сердца

Частота сердечных сокращений

Возраст

Частота сердечных сокращений

Новорожденные

140-160

1-6 мес

130-140

6 мес-1 год

110-120

2-4 года

100-110

5-7 лет

90-100

8-10 лет

80-85

11-13 лет

70-80

14-17 лет

65-75

Дыхательно-пульсовой коэффициент

Возраст

Норма

Новорожденные

1:2,5

До 1-го года

1:3

1 год-5 лет

1:3,5

6-14 лет

1:4 (1:4,5)

15-18 лет

1:4 (1:5)

Формулы артериального давления (у детей старше 1 года)

Систолическое артериальное давление (САД)

Диастолическое артериальное давление (ДАД)

Среднее

Верхнее пограничное

Нижнее пограничное

Среднее

Верхнее пограничное

Нижнее пограничное

90 + 2n

105 + 2n

75 + 2n

60 + n

75 + n

45 + n

Примечание. n - число лет. У девочек по сравнению с мальчиками АД ниже на 5 мм рт.ст.

Для определения нормальных величин АД разработаны перцентильные диаграммы (рис. 2 и 3).

Рис. 3. Перцентильная диаграмма распределения артериального давления у девочек

Рис. 4. Перцентильная диаграмма распределения артериального давления у мальчиков

Диагноз артериальной гипертензии устанавливается в случае, если средние уровни САД и/или ДАД на трех визитах ≥95-го перцентиля для данного возраста, пола и роста. I степень - средние уровни САД и/или ДАД >99-го перцентиля не более чем на 5 мм рт.ст., II степень (тяжелая) - средние уровни САД и/или ДАД >99-го перцентиля более чем на 5 мм рт.ст.

В группу детей с пониженным АД включают детей со САД, попадающим в нижние 5% кривой распределения (о тенденции к гипотензии судят при САД ниже 25%).

Суточное мониторирование артериального давления

Метод оценки суточного ритма АД в естественных условиях с использованием переносных мониторов АД с целью установления диагноза артериальной гипертензии, оценки эффективности гипотензивной терапии.

5.2. Функциональные пробы

Пробы для детей дошкольного возраста

1. Проба с переменой положения тела - ортоклино-статическая проба. Методика: ребенок лежит на кушетке в спокойном состоянии 2-3 мин, после этого у него определяют ЧСС (10 с), измеряют АД. Затем ребенку предлагают встать и производят те же измерения в вертикальном положении. Оценка: в норме перемена положения тела ведет к учащению пульса на 5-10 ударов при неизменении или повышении на 2-5 мм рт.ст. САД.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация