только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 6 / 20
Страница 1 / 26

РАЗВИТИЕ ПАТОФИЗИОЛОГИИ В РОССИИ.ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

Идея никогда не рождается в толпе; она зарождается обыкновенно в уме одного человека; если этот человек выделяется из толпы и увлекает ее за собой, то он вскоре находит других людей, которые имеют с ним родственность, и тогда составляется научная школа.

Георг Брандес (1842-1927)

Особенностью медицинского образования в России второй половины XIX столетия было создание в университетах самостоятельных кафедр общей патологии, впоследствии переименованных в кафедры патологической физиологии. Крупные открытия в области естествознания и медицины, сделанные гениальными учеными того времени (Ч. Дарвин, Р. Вирхов, И. Мюллер, Ю. Конгейм, Ф. Мажанди, К. Бернар, Р. Кох, Л. Пастер, П. Эрлих, И.М. Сеченов и др.), и пропаганда этих знаний выдающимися русскими мыслителями А.И. Герценом, В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским и другими побудили общественность обратить внимание на недостаточную теоретическую (фундаментальную) подготовку русских врачей и заставили при создании нового университетского устава (1863) предусмотреть более глубокую теоретическую подготовку студентов-медиков путем создания самостоятельных кафедр общей патологии. Первые такие кафедры были организованы в Казанском (1867), Московском (1869), Киевском (1869) и Харьковском (1872) университетах, затем - в Петербургской медико-хирургической академии (1883) и Томском императорском университете (1890). Первые заведующие этими кафедрами (А.И. Полунин в Москве, Н.А. Хржонщевский в Киеве, И.Н. Оболенский в Харькове) получили образование в прозектурах и, занимая кафедры общей патологии как патологоанатомы, придерживались в своих исследованиях господствовавшего в то время морфологического направления. Но, будучи прогрессивными ученымипатологами своего времени, А.И. Полунин, Н.А. Хржонщевский, И.Н. Оболенский, равным образом как и заведующий кафедрой общей патологии в Казани М.Ф. Субботин - терапевт по специальности, хорошо понимали значение экспериментального метода для развития патологии как науки, хотя возможности применения этого метода в условиях работы кафедр были лимитированы. Изложение курса общей патологии в то время ограничивалось общими рассуждениями о здоровье и болезни и описанием признаков заболеваний различных органов и систем человека, вытекающими в основном из многовекового опыта терапии и хирургии и в значительно меньшей степени базирующимися на данных экспериментальной физиологии.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация