только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 33
Страница 1 / 17

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Основные понятия: функции и роли медицинской сестры, специфика труда медицинской сестры, психотерапия, управленческие роли, управленческие умения, объекты педагогического труда медицинской сестры, модели взаимоотношений медработников и пациентов, терапевтический договор.

2.1. МОДЕЛЬ ТРУДА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Сестринское дело как форма деятельности по объекту труда относится к профессиям группы «человек-человек», по условиям - к работе с повышенной ответственностью за жизнь и здоровье людей.

Традиционно сложившиеся в нашей стране представления о медицинской сестре как о помощнике врача, низкий социальный и профессиональный статус средних медицинских работников, отсутствие научных принципов и подходов к системе их подготовки и профессиональной деятельности, большое число случаев ухода из профессии ввиду отсутствия перспектив - все это привело к возникновению множества проблем отечественного здравоохранения и послужило толчком к проведению реформ в сестринском деле1.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет четыре функции сестры:

•  обеспечение помощи пациентам и руководство ею. Это означает содействие, профилактику, лечение, реабилитацию или поддержку отдельных лиц, семей и групп людей;

•  обучение пациентов, клиентов и персонала медико-санитарной помощи2. Эта функция включает обеспечение информацией для поддержания здоровья, санитарное просвещение, оценку результатов просветительных программ, оказание помощи медицинским сестрам и другому персоналу в приобретении новых знаний и навыков;

•  деятельность в качестве члена бригады медико-санитарной помощи. Эта функция подразумевает эффективное сотрудничество с другими людьми при планировании, организации, управлении и оценке сестринских служб как составной части общей службы здравоохранения;

•  развитие практики сестринского дела через критическое мышление и научные разработки. Это означает разработку новых методов работы, определение сферы исследований, участие в таких исследованиях и использование принятых и соответствующих культурных, этических и профессиональных стандартов при проведении научных исследований в сестринском деле.

1 Приказ Минздрава РФ от 9 января 2001 г. № 4 «Об отраслевой Программе развития сестринского дела в Российской Федерации».

2 Мы позволим себе добавить к субъектам педагогического труда медицинской сестры родственников пациентов, учащихся школ и студентов медицинских учебных заведений.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация