только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 11 / 16
Страница 1 / 98

ГЛАВА 8. НЕДОНОШЕННЫЕ ДЕТИ

A. Шаффер ввел термин «неонатология» как подраздел педиатрии и обозначил его как «искусство и наука диагностики и лечения расстройств у новорожденных детей», но, концентрируясь на изучении и лечении недоношенных детей, где, без сомнения, нужны «и искусство, и наука», можно назвать данный подраздел словом «прематурология».

Необходим строго дифференцированный подход к детям, родившимся раньше срока. Очевидно, что особенности организма и процессы адаптации ребенка, родившегося до 28-й недели гестации, принципиально отличаются от недоношенного, внутриутробная жизнь которого составила, к примеру, 33 нед и более. Именно с этих позиций целесообразно прогнозировать для каждой подгруппы недоношенных возможную ожидаемую патологию, что открывает пути для самой разносторонней профилактики взамен последующей интенсивной и порой, на наш взгляд, чрезмерной терапии.

С одной стороны, нам необходимо четкое понимание конкретного генеза особенностей недоношенных детей, суть которых состоит в том, что с учетом незрелости это скорее физиологический генез их состояний, а не привычный по инерции патогенез. Данные особенности зависят от гестационного и постконцептуального возраста, и это еще раз доказывает, что это физиология развития. Часть состояний, которые порой рассматриваются как патологические, недоношенный ребенок при оптимальном выхаживании его способен благополучно адаптировать к внеутробной жизни самостоятельно, а некорректное вмешательство только нарушит эту адаптацию.

С другой стороны, важно учесть его ограниченные возможности переносить чрезвычайно узкий диапазон изменений окружающей среды и вовремя предупредить их повреждающее действие. Таким образом, только сочетание первого и второго условий является базисной позицией в выхаживании недоношенного ребенка и будет способствовать лучшему качеству его дальнейшей жизни.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация