только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 3 / 14
Страница 1 / 72

Глава 2. ТИПОЛОГИЯ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Симашкова Н.В.

Утвердившееся в настоящее время представление о гетерогенности аутистических расстройств привело к необходимости создания их типологии. Наиболее признанными в мире считаются типы аутистических расстройств, представленные в МКБ-10 (ВОЗ, 1994, 1999).

На примере 4500 детей с РАС, обследованных в ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» в 1984-2015 гг. (рис. 2.1), показано, что РАС нозологически разные. Они представляют собой неоднородную группу психопатологических состояний: эволютивный аутизм (СА), детский аутизм (инфантильный аутизм - СК; ИП), атипичный аутизм (АДП эндогенный, АДП синдромальный, УМО с аутистическими чертами).

Рис. 2.1. Гетерогенность аутизма

2.1. ДЕТСКИЙ АУТИЗМ

К детскому аутизму в МКБ-10 относятся классический детский (инфантильный) аутизм Каннера и ИП.

2.1.1. Синдром Каннера

История вопроса

Впервые описан американским психиатром L. Kanner в 1943 г. в статье «Аутистические нарушения аффективного контакта», в которой автор охарактеризовал детей, не способных с первых лет жизни к речевому и аффективному контакту с окружающими, с задержанным развитием. Л. Каннер в последующих работах допускал их принадлежность к расстройствам шизофренического спектра, но отграничил СК от шизофрении и шизоидии.

Эпидемиология

Распространенность СК в популяции 2:10000 детей (орфанное заболевание).

Описание

Название: СК.

Синонимы: ранний детский аутизм, детский аутизм Каннера, эволютивно-процессуальный аутизм Каннера, инфантильный аутизм Каннера.

Код по МКБ-10: F84.0.

Диагностика по Международной классификации болезней 10-го пересмотра В табл. 2.1 перечислены характерные симптомы для СК согласно МКБ-10 и DSM-IV.

Таблица 2.1. Характерные симптомы для СК

МКБ-10

DSM-IV

1. Качественные нарушения социального взаимодействия (например, неадекватная оценка социальных и эмоциональных сигналов; недостаточное использование социальных сигналов)

1. Качественное нарушение социального взаимодействия (например, при таких невербальных способах общения, как зрительный контакт и т.д., при установлении контактов со сверстниками, проявлении чувств)

2. Качественные нарушения общения (например, недостаточное использование речи в целях общения, недостаточный эмоциональный резонанс на вербальное и невербальное сближение с другими людьми, измененная мелодика речи)

2. Качественное нарушение коммуникативных способностей (например, задержка или остановка в развитии речи, речевые стереотипы, отсутствие соответствующих возрасту ролевых и имитационных игр)

3. Специфические интересы и стереотипное поведение (например, ригидность и приверженность рутинному порядку в повседневных занятиях, сопротивление изменениям)

3. Специфические повторяющиеся или стереотипные формы поведения, интересы и деятельность

Для продолжения работы требуется вход / регистрация