только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 6 / 19
Страница 1 / 37

Глава 3. МЕДИКО-ПРАВОВАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА И ОТНОШЕНИЕ ВРАЧА К СВОИМ ОШИБКАМ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Важнейший раздел медицинской деонтологии - врачебная эрология, или учение о профессиональных ошибках. Совокупность этических норм поведения медицинского персонала при выполнении своих профессиональных обязанностей, объединенных под названием «деонтология», направлена на достижение максимального положительного эффекта в оказании медицинской помощи, а также на устранение отрицательных последствий неполноценной или ошибочной деятельности медицинских работников (Бойко Ю.Г., Силяева Н.Ф., 1994).

Многовековая история медицины свидетельствует, что на всех этапах ее развития освещению врачебных ошибок придавалось особое значение. Еще Гиппократ (460 - около 370 гг. до н. э.) утверждал, что хорошим врачом является тот, кто ошибается редко, но превосходным - тот, кто признается в ошибке. Обращаясь к своим коллегам, он говорил: «...если мы будем требовательны к себе, то не только успех, но и ошибка станет источником знания».

Выдающиеся врачи как России, так и зарубежных стран в анализе допущенных врачебных ошибок видели реальный путь совершенствования медицины. Так, известный немецкий хирург Теодор Бильрот (1829-1894 гг.) утверждал, что только слабые духом, хвастливые болтуны и утомленные жизнью боятся открыто говорить о совершенных ошибках. Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки.

Проблема ответственности в медицине существует ровно столько, сколько существует понятие «врачевание». В различные исторические эпохи ответственность врачей за свои ошибки и упущения носила различную степень выраженности. Много зависело от изменений общественного правосознания, религиозных воззрений, от смены морально-этических норм и от успехов медицинской науки. Во времена седой древности медицинская деятельность приравнивалась к сверхъестественной силе. Поэтому существовала абсолютная ответственность целителя за смерть больного. Умысел, неосторожность, несовершенство знаний не различались (Хохлов В.В., Хозяинов Ю.А., 2000).

Для продолжения работы требуется вход / регистрация