только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 5 / 16
Страница 1 / 42

Глава 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОР-ОРГАНОВ

Обследование оториноларингологического больного в амбулаторных условиях и в стационаре всегда следует начинать с выяснения жалоб и анамнеза в соответствии с общими требованиями пропедевтики. Только после этого переходят к осмотру лор-органов.

Существует несколько общих принципов осмотра лор-органов:

• пациент садится слева от источника света и столика с инструментами;

• врач садится за стол напротив пациента, пациент сидит, поставив ноги снаружи от стола;

• источник света располагают на уровне правой ушной раковины пациента в 10 см от нее.

Правила применения лобного рефлектора

• Рефлектор укрепляют на лбу с помощью лобной повязки. Отверстие рефлектора помещают против левого глаза (рис. 2-1).

• Расстояние от рефлектора до исследуемого органа составляет 30-35 см (фокусное расстояние зеркала).

• С помощью рефлектора пучок отраженного света направляют на нос пациента. Затем закрывают правый глаз, а левым смотрят через отверстие рефлектора, поворачивая его так, чтобы был виден пучок света («зайчик») на носу. Открывают правый глаз и продолжают осмотр двумя глазами.

Рис. 2-1. Положение лобного рефлектора на голове врача

2.1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ НОСА И ОКОЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ

Первый этап. Наружный осмотр и пальпация

• Осмотр наружного носа и мест проекции околоносовых пазух на лице.

• Пальпация наружного носа. Указательные пальцы обеих рук располагают вдоль спинки носа и легкими массирующими движениями ощупывают область корня, скатов, спинки и кончика носа.

• Пальпация передних и нижних стенок лобных пазух. Большие пальцы обеих рук располагают на лбу над бровями и мягко надавливают на эту область, затем большие пальцы перемещают в область верхней стенки глазницы к внутреннему углу и также надавливают. Пальпируют точки выхода первых ветвей тройничного нерва - глазного нерва (n. ophthalmicus). В норме пальпация стенок лобных пазух безболезненна (рис. 2-2).

Для продолжения работы требуется вход / регистрация