только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 6 / 11
Страница 1 / 34

Глава 4 Психология зрелости и пожилого возраста

В результате изучения раздела обучающийся должен:

• знать:

❖ признаки старения;

❖ психологию зрелости и пожилого возраста;

❖ особенности поведенческих реакций у пожилых людей;

❖ типы приспособления личности к старости;

• уметь:

❖ выявлять эмоциональные нарушения у лиц пожилого возраста;

❖ выявлять поведенческие нарушения у лиц пожилого и старческого возраста;

❖ использовать методы психологической диагностики для выявления когнитивных нарушений у людей пожилого и старческого возраста;

❖ выявлять факторы, способные предупреждать проявления дезадаптации;

• владеть:

❖ основными методами психологической диагностики проявлений дезадаптации;

❖ методами психологического консультирования и психотерапии при дезадаптивных состояниях лиц пожилого и старческого возраста;

❖ применять навыки и умения, необходимые для реализации практики социальной работы с лицами пожилого и старческого возраста.

4.1. ПОНЯТИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СТАРЕНИЯ

Старость - это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой. Иначе говоря, в жизни человека с определенного возраста проявляются инволюционные признаки, что выражается уже во внешнем виде старого человека, уменьшении его жизненной активности, ограниченности физических возможностей.

Процесс старения может выражаться через физиологическое ослабление организма и путем снижения силы и подвижности психических процессов.

В старости происходит естественное и обязательное снижение силы, ограничение физических возможностей. Эти инволюционные процессы касаются и психической деятельности, что выражается в разнообразных психических состояниях, не сопровождающихся слабоумием, и тогда говорят о психическом упадке.

Психическое старение определяется как случай естественного старения, при котором отмечаются снижение психической силы, сужение объема психической жизни, экономное использование имеющихся ресурсов (Шахматов Н.Ф., 1996).

Для продолжения работы требуется вход / регистрация