только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 6 / 14
Страница 1 / 25

Раздел IV. Основы управления здравоохранением

4.1. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Менеджмент - управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики. Под процессом управления понимают совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее составляющих для достижения стоящих перед ними целей.

Цель управления медицинской организацией - обеспечение эффективности деятельности: медицинской, социальной и экономической.

Выделяют следующие задачи управления медицинской организации:

- создание услуг с учетом потребностей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов;

- обеспечение рентабельности деятельности медицинской организации и стабильного положения на рынке медицинских услуг;

- развитие и совершенствование медицинской организации.

Отдельные фазы (этапы) в процессе управления циклично повторяются (рис. 4.1).

В зависимости от структуры и функций организации выделяют самые разные направления менеджмента. Для медицинской организации в современных условиях наиболее актуальны следующие направления (табл. 4.1).

Рис. 4.1. Фазы процесса управления

Таблица 4.1. Направления менеджмента в здравоохранении

Направление менеджмента

Характеристика

Кадровый

Формирование и претворение кадровой политики организации

Административный (организационный)

Разработка рациональной системы управления и построение структуры организации

Финансовый

Разработка и внедрение финансовой политики организации - финансовое планирование; управление оборотными средствами, привлечение источников финансирования, заключение договоров с банками и фондами

Производственный

Управление основной деятельностью организации

Инновационный

Управление целенаправленными преобразованиями в отрасли (модернизация, реорганизация)

(Qualita-менеджмент (управление качеством)

Воздействие со стороны руководства на процесс создания продукции (медицинской услуги) с целью обеспечения ее качества в соответствии со стандартами

Информационный

Внедрение современных медицинских информационных систем

Маркетинг-менеджмент

Управление рынком медицинских услуг

PR-менеджмент

Управление сферой создания позитивного имиджа медицинской организации

Стратегический

Управление системой планирования деятельности по развитию медицинской организации

Knowledge-менеджмент (управление знаниями)

Управление повышением квалификации сотрудников, системой наставничества

Менеджмент безопасности

Управление рисками, предотвращение возникающих инцидентов, аварий, нештатных ситуаций

Основные правила управления организацией представлены двумя группами принципов: общими и частными (табл. 4.2).

Таблица 4.2. Принципы менеджмента

Общие

Частные

Принцип применимости: «правила игры» разрабатывают для всех

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления - эффективное распределение полномочий

Принцип системности: руководство на основе анализа всех внутренних и внешних факторов

Принцип коллегиальности: участие в выработке решений членов коллектива

Принцип многофункциональности: управлению подлежат все аспекты деятельности

Принцип научной обоснованности управления: стратегия на основе анализа перспектив политических, социальных, экономических преобразований

Принцип интеграции: различные способы отношений и взглядов сотрудников должны интегрироваться внутри системы

Принцип плановости: установление основных направлений, планирование мероприятий для развития организации

Принцип ориентации на ценности

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности

Принцип иерархичности и обратной связи: создание многоступенчатой структуры управления

-

Принцип мотивации: создание системы поощрений и наказаний

-

Принцип демократизации управления

Реализацию функций и принципов управления осуществляют путем применения различных методов. Метод управления - совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Выделяют организационно-административные, экономические и социально-психологические методы управления (табл. 4.3).

К основным функциям менеджмента относят планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация