только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 12 / 16
Страница 1 / 40

ГЛАВА 11, самая большая, и не столько потому, что она посвящена всегда актуальной проблеме качества, но и потому, что автор, наверное, больше всего занимался именно этой проблемой в своей профессиональной жизни

ДАЖЕ ЛЕНИВЫЕ ГОВОРЯТ О КАЧЕСТВЕ

Удовлетворение потребности граждан Российской Федерации в доступной, высококачественной и эффективной медицинской помощи - одна из приоритетных целей государственной политики в области здравоохранения. Актуальность этой проблемы особенно возрастает в условиях ограниченного финансирования отрасли, сохраняющихся негативных процессов в состоянии здоровья населения, особенно трудоспособного возраста.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294, говорится о необходимости создания системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также эффективной системы управления качеством в здравоохранении. Этим документом, в частности, предусмотрено внедрение системы управления качеством медицинских услуг в 2015-2016 годы в 90%, а в последующие годы в 95% медицинских организаций.

Регулярно проводятся конференции, совещания, издаются сборники, утверждены официальные документы МЗ РФ и ФФОМС, территориальные фонды ОМС и СМО победно рапортуют о количестве проведенных экспертиз и суммах, взысканных с медицинских организаций в виде штрафных санкций. И что же?

Казалось бы, прилагаемые усилия не могут не дать результата. Однако, по общему мнению, существенного улучшения КМП, оказываемой в медицинских организациях, не произошло. Более того, имеющиеся данные свидетельствуют, что число граждан, обращающихся с жалобами и исками в соответствующие структуры, не снижается. Значит, то ли эти структуры действуют, то ли граждане более грамотными стали, то ли с качеством не все в порядке.

В чем же дело? Создается впечатление, что мы слишком долго увлекались контролем ради контроля. Да, мы научились измерять качество, разработали соответствующие показатели и, затрачивая время и силы огромной армии экспертов, выяснили то, что в общем-то знали и раньше: медицинская помощь оказывается не всегда на должном уровне, допускаются дефекты, причиной которых, как правило, становятся действия медицинских работников. Но просто выражение этих знаний в виде количественных величин отнюдь не обеспечивает повышения качества или, по крайней мере, того, что мы под этим понимаем.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация