только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 14 / 16
Страница 1 / 9

ГЛАВА 13, посвященная уже набившим оскомину рассуждениям о стандартизации, споры о которой не затихают среди как клиницистов, так и организаторов здравоохранения

ЧТО И ДЛЯ ЧЕГО СТАНДАРТИЗОВАТЬ?

Большое значение придается в настоящее время разработке стандартов медицинской помощи, хотя отношение к ним неоднозначное. Многие авторы отмечают необходимость очень осторожно использовать такие стандарты, поскольку при этом могут нивелироваться индивидуальный подход к больному, недоучитываться его состояние, особенности течения заболевания, не всегда оптимально использоваться материальные и кадровые ресурсы, снижаться творческая активность медицинских работников, инновационная деятельность в учреждениях.

Очевидно, говоря о процессе стандартизации, следует учитывать, что эффективность медицинской помощи зависит от многих факторов. Следовательно, и стандарты могут разрабатываться для различных элементов, ее определяющих. При этом, соответственно, можно выделить следующие основные направления:

1) стандартизация структуры (разработка стандартов оснащения, оборудования, лекарственных средств, вопросы лицензирования, сертификации, аккредитации и т.д.);

2) стандартизация процесса (разработка стандартов объема медицинской помощи, стандартов медицинских технологий, ценообразование, оценка КМП);

3) стандартизация результатов (разработка стандартов исходов заболеваний, этапности в оказании медицинской помощи, критерии эффективности).

Так, если исходить из самого понятия эффективности, представляющей собой характеристику какого-либо объекта, отражающую соотношение достигнутых результатов и произведенных затрат, то в первую очередь следует вести речь о стандартах результатов и затрат.

Под результатами при оказании медицинской помощи в зависимости от оцениваемого объекта могут подразумеваться динамика состояния пациентов (для лечебно-диагностического процесса), состояние здоровья определенных контингентов, трудовой потенциал (при оценке диспансеризации, комплексных профилактических программ), которые в свою очередь определяются влиянием целого ряда факторов, или же такой субъективный критерий, вряд ли поддающийся стандартизации, как удовлетворенность потребителя, которым может быть пациент, медицинский работник, назначивший какие-либо исследования, консультации и т.д.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация