только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 6 / 9
Страница 1 / 19

ТЕМА 4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА И РЕБЕНКА

В ситуации общения с маленькими пациентами у медицинского персонала педиатрического профиля нередко возникают трудности психологического характера: малыш не идет на контакт и т.п. Дело в том, что ребенок в разной степени может быть готов к такому общению, для него чаще всего это тревожный момент (даже если это посещение поликлиники в профилактических целях). Медицинской сестре приходится прикладывать значительные усилия, учитывать и темперамент ребенка, и его возрастные особенности, чтобы добиться взаимопонимания. Кроме того, нередко родители хотели бы услышать от медицинской сестры советы не только по профилактике заболеваний и способах выполнения назначений врача, но и узнать, как решить те или иные проблемы в поведении ребенка. И в этой ситуации очень важно, не выходя за рамки профессиональной компетенции, не стремясь подменить собой психолога, дефектолога, логопеда, сориентировать родителей в воспитании здорового и физически, и психически малыша, дать рекомендации по психологической подготовке к посещению детского сада, школы, подобрать систему оздоровительных игр.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

В настоящее время в отечественной медицине (и в психологии) наиболее часто используется следующая возрастная периодизация:

- период новорожденности - до 1 мес;

- период младенчества - 1-12 мес;

- период раннего детства - 1-3 года;

- дошкольный период - 3-7 лет;

- младший школьный период - 7-12 лет;

- подростковый период - 12-16 лет;

- ранняя юность - 16-19 лет;

- поздняя юность - 19-21 год;

- молодость (ранняя зрелость) - 21-35 лет;

- зрелость - 35-60 лет;

- пожилой возраст (первая старость) 60-75 лет;

- преклонный возраст (старость) - 75-90 лет;

- долгожительство - старше 90 лет.

Таким образом, возрастной период - это цикл развития человека, имеющий свою структуру и динамику, свои специфические нормы и аномалии. В каждом возрастном периоде возможно как ускорение, так и замедление развития, появление черт, свойственных иным возрастным периодам. Надо отметить, что психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период со своим неповторимым содержанием - особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью - имеет определенные границы. Однако эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация