только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 6 / 9
Страница 1 / 4

Раздел 5. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Критерии комплексной оценки здоровья детей

Таблица 5.1. Критерии комплексной оценки здоровья детей

У детей с рождения до 3 лет

У детей старше 3 лет

1. Онтогенез

2. Физическое развитие

3. Нервно-психическое развитие

4. Резистентность организма

5. Функциональное состояние органов и систем

6. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития

1. Соответствие биологического возраста паспортному (физическое развитие, костный и зубной возраст, половое развитие)

2. Резистентность организма

3. Функциональное состояние органов и систем и психическое здоровье

4. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития

Онтогенез - процесс индивидуального развития организма (от его зарождения до смерти). В детском возрасте принято выделять следующие основные виды анамнеза:

 акушерско-биологический;

 генеалогический;

 социальный.

Таблица 5.2. Показатели акушерско-биологического и социального анамнеза

Периоды и отклонения в развитии ребенка

Параметры социального анамнеза

1. Антенатальный (течение 1-й половины беременности)

2. Антенатальный (течение 2-й половины беременности)

3. Интранатальный

4. Ранний неонатальный (первые 7 сут)

5. Неонатальный

6. Постнатальный

1. Полнота семьи

2. Возраст родителей

3. Образование и профессии родителей

4. Психологический микроклимат в семье, в отношении к ребенку

5. Наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения

6. Жилищно-бытовые условия

7. Материальное обеспечение семьи

8. Санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка

Таблица 5.3. Основные источники и факторы социального риска

Источник

Наиболее распространенный фактор

Промышленные технологии и опасные промышленные объекты

Транспортные аварии и катастрофы. Аварии на атомных, тепловых, гидроэлектростанциях, химических комбинатах, продуктопроводах и т.п. Техногенное загрязнение окружающей среды

Системы жизнеобеспечения населения

Аварии в электроэнергетических системах, на тепловых сетях, системах газо- и водоснабжения, бытовых газовых приборов

Урбанизация экологически неустойчивых территорий

Поселение людей в зонах возможного затопления, образования оползней, селей, ландшафтных пожаров, повышенной сейсмичности региона

Социальные и военные конфликты

Боевые действия. Применение оружия масссового поражения

Эпидемии

Распространение вирусных, бактериальных, паразитарных заболеваний

Снижение качества жизни

Безработица, голод, нищета. Ухудшение медицинского обслуживания. Низкое качество продуктов питания. Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия

Таблица 5.4. Периоды акушерско-биологического и социального анамнеза

Период

Отклонение

1, 2

Антенатальный (раздельно о течении первой и второй половины беременности)

Гестозы первой и второй половин беременности. Угроза выкидыша. Экстрагенитальные заболевания у матери. Профессиональные вредности у родителей. Отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител. Хирургические вмешательства. Вирусные заболевания во время беременности. Посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов

3

Интранатальный

Характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды). Пособие в родах, оперативное родоразрешение (кесарево сечение и т.д.)

4

Ранний неонатальный (первая неделя жизни)

Масса и длина тела при рождении. Оценка по шкале Апгар. Крик ребенка при рождении. Диагноз при рождении и выписке из родильного дома. Срок прикладывания к груди и характер лактации у матери. Срок вакцинации БЦЖ и против гепатита В. Время отпадения остатка пуповины. Состояние ребенка и матери при выписке из родильного дома

5

Неонатальный (с 7-10-го по 28-й день жизни)

Наличие пограничных состояний. Родовая травма, асфиксия. Недоношенность. Гемолитическая болезнь новорожденного. Острые инфекционные и неинфекционные заболевания. Ранний перевод на искусственное вскармливание

6

Постнатальный период развития ребенка

Повторные острые инфекционные заболевания. Рахит. Анемия. Расстройства трофики тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия)

Рис. 5.1. Символы, используемые при составлении генеалогического древа (родословных)

Оценка генеалогического анамнеза проводится в 3 направлениях: выявление моногенных и хромосомных заболеваний; количественная и качественная оценка отягощенности; направленность отягощенного анамнеза по заболеваниям, патологии конкретных систем. Для количественной оценки используется индекс отягощенности генеалогического анамнеза или генеалогический индекс: Инд. от. = суммарное количество заболеваний у кровных родственников пробанда / общее число кровных родственников, о которых есть сведения о состоянии здоровья.

Таблица 5.5. Оценка состояния онтогенеза с выделением групп риска

Группа

риска

Оценка

отягощенности

Индекс

отягощенности

Факторы риска

в биологическом

анамнезе

Факторы риска

параметров

социального анамнеза

Диспансерная

Высокая

0,9 и более

5-6

7-8

Высокого риска

Выраженная

0,6-0,8

3-4

5-6

Группа риска

Умеренная

0,3-0,5

2

3-4

Низкая

Низкая

0-0,2

1

1-2

Таблица 5.6. Критерии биологического возраста детей*

В раннем возрасте

В старшем возрасте

Пропорции тела. Показатели роста и массы. Появление молочных зубов. Психомоторное развитие. Число ядер окостенения

Пропорции тела. Показатели роста и массы. Количество постоянных зубов. Вторичные половые признаки. Число ядер окостенения

* Биологический возраст - совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

Таблица 5.7. Ведущие показатели биологического возраста

Возраст

Показатель

3-5 лет, дошкольный

Длина тела, годовая прибавка длины тела, индекс отношения окружности головы к длине тела, Филиппинский тест*

6-10 лет, младший школьный

Число постоянных зубов, длина тела, индекс отношения окружности головы к длине тела и, в меньшей степени, годовая прибавка длины тела

11-13 лет, препубертатный

Характер ростовых процессов, степень развития вторичных половых признаков и протекание процессов вторичной дентитации

14-17 лет, пубертатный

Степень развития вторичных половых признаков, время наступления менархе у девушек, менее значим характер ростовых процессов

*При проведении Филиппинского теста правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки вытянуты в направлении левого уха, рука плотно прилегает к голове. Тест положительный, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация