только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 1 / 9
Страница 2 / 4

Предисловие

Внимание! Часть функций, например, копирование текста к себе в конспект, озвучивание и т.д. могут быть доступны только в режиме постраничного просмотра.Режим постраничного просмотра

Основная цель нашей работы состоит в изложении курса вузовской дисциплины «Нормальная физиология» с позиции современных научных представлений о функциональной структуре, механизмах работы всех систем организма человека в процессе его взаимодействия с окружающей средой. Цель эта достигалась посредством рассмотрения существа, а порой и подробного освещения основных классических закономерностей и приемов, признанных мировой физиологией и практикующими в преподавании дисциплины специалистами-профессионалами, разумеется, в полном согласии с существующим регламентом программы предмета. Материал изложен в строгом соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для специальностей 31.05.01 «Лечебное дело» и 31.05.02 «Педиатрия».

За минувшие годы сведения и понятия о механизмах деятельности соматических и висцеральных функций настолько утончились, приобрели молекулярный уровень представлений, что (по крайней мере во врачебной деятельности) сейчас уже без владения этими сведениями базовой дисциплины медицины - физиологии с биохимией, биофизикой, молекулярной генетикой - делать нечего, разве что рассчитывать на удачу и везение. Разумеется, это в определенной мере относится и к иным направлениям специальности, особенно фармацевтического профиля. Именно поэтому назрела острая необходимость систематического изложения сведений этого уровня в учебниках физиологии для студентов, аспирантов и начинающих научных работников разных специальностей.

Разъяснения большинства понятий и фундаментальных механизмов с позиций молекулярных представлений даны авторами и имеются практически в каждой главе издания. То же можно сказать и о генетических наследственных представлениях, возрастных особенностях, экологических и других ситуациях, например о критическом состоянии. Всем этим сторонам жизни человека авторы стремились найти уместное отражение в учебнике.

Особенностью книги является то, что вопросы нервной, гормональной и иммунной систем рассмотрены как единый интегративный механизм регуляции. В ней относительно подробно представлена внутренняя среда: тканевая жидкость, лимфа, кровь, а также висцеральные системы - пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистая, репродукции и др.

Не вдаваясь в рассмотрение каждого из перечисленных разделов (они подробно и последовательно освещают основные положения, касающиеся структуры и функций), можно сказать, что приведенных сведений вполне достаточно для создания базы для последующего освоения других, в том числе клинических дисциплин для медиков, фармацевтов и будущих специалистов иных направлений, а также для приобретения необходимого опыта экспериментальной работы.

Как нам представляется, весьма удачной и абсолютно верной будет проводимая мысль о том, что целостная сенсорная функция мозга обеспечивается содружественной деятельностью сенсорных, моторных и ассоциативных систем и направлена она на организацию адаптивных движений и действий. Именно эта сторона лежит в основе принципа «согласования движения с чувствованием», выдвинутого в свое время И.М. Сеченовым.

В отношении общей части в целом следует сказать, что конкретные описания свойств вызванных потенциалов человека дают читателю основание с определенной вероятностью не только отнести их к конкретным мозговым структурам, но и то, что амплитудно-временные зависимости ответов от параметра стимула убедительно указывают на их отчетливое совпадение с показателями вызванных потенциалов у животных. Это не только важный демонстрационный, но еще и убедительный педагогический прием.

Частная физиология, естественно, больше по объему, так как представляет подробную характеристику деятельности отдельных функциональных систем. Изложена она в учебнике достаточно подробно, например, для такого важного органа чувств, как зрение. Здесь приведены основные данные по психофизике зрения, его пространственной разрешающей способности, световой чувствительности и адаптации. Подробно рассмотрены оптические свойства глаза - регуляция и коррекция в оптической системе, аберрация и дифракция, аккомодационные процессы. Далее представлены данные о деятельности сетчатки, системе организации зрительных путей и центров, а также их функционировании, о теориях цветового зрения и роли движения глаз в восприятии зрительных стимулов. Строго говоря, данная глава дает цельное представление об этой наиболее сложной системе организма.