только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 9 / 30
Страница 1 / 23

Глава 6. ПСИХОЛОГИЯ ПАЦИЕНТА И ЕГО БЛИЖАЙШЕГО СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ

Врач всегда склонен искать объективные признаки заболевания, ограничивая анамнез до определения предпосылок для дальнейшего соматического изучения. Однако в центре внимания и интересов пациента всегда стоит его субъективное, личное переживание болезни. Специалист должен рассматривать эти субъективные ощущения как реальные факторы, уловить, понять и оценить переживания пациента, искать их причины, поддерживать их положительные стороны и использовать для содействия при обследовании и терапии. Различия между точками зрения специалиста и пациента закономерны и предопределены их различной позицией в данной ситуации, различными ролями. Однако специалист обязан следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более выраженные и стойкие противоречия, которые ставили бы под угрозу взаимоотношения медицинского персонала и пациента, тем самым затрудняли бы оказание медицинской помощи.

Болезнь всегда воспринимается в негативном ключе, но иногда присутствует амбивалентность в субъективных переживаниях пациента, которые связаны с парадоксальными феноменами болезни, - с выгодой и тихой радостью. Довольно часто это можно наблюдать при кардиаль-ных неврозах у ответственных работников. К примеру, один из таких сотрудников должен уйти с работы в связи с несоответствием занимаемой должности. У него развивается «сердечный приступ от чрезмерной работы и переутомления». Это позволяет ему уйти с работы «по состоянию здоровья», сохранить престиж и удалиться почетным образом. А иногда и улучшение состояния неравноценно воспринимается пациентами: хорошо, что угроза исчезла, но для одиноких - нужно опять возвращаться в одиночество, для конфликтных - опять в знакомую среду демонических персонажей. Ф. Данбар называет это «боязнью выздоровления».

Для продолжения работы требуется вход / регистрация