только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 9
Страница 1 / 13

Глава 4. Общение как взаимодействие между людьми

Основные понятия: интерактивная сторона общения, мотив, кооперация, виды контактного взаимодействия, ассертивность, агрессивность.

4.1. ПОНЯТИЕ О МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ И ЕГО МОТИВАХ

Интерактивное общение предусматривает взаимодействие людей, приспособление человека к человеку в совместной работе, учебе, на отдыхе. Межличностное взаимодействие - взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения.

Исследователи выявили основные мотивы, по которым люди вступают во взаимодействие друг с другом.

1. Мотив максимизации общего выигрыша (мотив кооперации). Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество) - одна из основных форм межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели.

2. Мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм).

3. Мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм).

4. Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

5. Мотив минимизации различий в выигрышах (равенство).

4.2. ВИДЫ КОНТАКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В социальной психологии существуют различные структурные описания взаимодействий. С точки зрения Э. Берна [4], каждый участник взаимодействия может занимать 1 из 3 позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Это не роли, исполняемые в жизни людьми, а поведенческие стереотипы, продуцируемые актуальной ситуацией. Позиция Родителя может быть определена как позиция «Надо!», позиция Ребенка - «Хочу!», позиция Взрослого - «Хочу» и «Надо». Взаимодействие в данном случае эффективно, если партнер обращается к другому как Взрослый, а тот отвечает ему с такой же позиции. Процесс коммуникации в такой ситуации может продолжаться неопределенно долго.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация