только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 9 / 12
Страница 1 / 60

Глава 7. БИОСОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СИНТЕЗ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Не человечество следует определять, исходя из человека, а, напротив, человека - исходя из человечества.

Огюст Конт

Согласно

персоналистической метафизике, каждый народ есть личность высшего порядка, чем личное бытие каждого отдельного человека.

Николай Лосский

Устремленность к смыслу жизни - мотивационная сила философии.

Виктор Франкл

Биосоциокультурный синтез бытия человека большое значение отводит саморазвитию, исходя из того, что биологическая основа дает человеку базу жизненной энергии, включающую природно-биологиче-скую и социально-культурную составляющие. В чем-то это стихийный процесс, но в основном - рациональное стремление к достижению гармонии тела и души. Это - самосовершенствование положительных качеств и креативных способностей к творчеству в интересах достижения своего благополучия и счастья. Способы совершенствования разные: кто-то «грызет гранит наук», пытаясь стать эрудитом; кто-то занимается спортом, чтобы быть здоровым и иметь хорошую фигуру и т.д. Однако, чтобы добиться совершенства, необходимо не только желание, но

и упорный труд. Стремление к самосовершенствованию присуще всем людям, но результата достигать удается не каждому. И происходит это не только потому, что совершенству нет пределов, но и потому, что среда обитания и жизненные обстоятельства не всегда позволяют человеку добиться успеха на намеченном пути.

7.1. СУБСТАНЦИЯ, ДЕЛАЮЩАЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

В философской традиции понятие «субстанция» восходит к раскрытию первопричины или первоосновы бытия человека, т.е. указывает на всеобщее основание бытия больших классов жизненных явлений и вещей в природе. В разных философских системах выделяются 2 субстанции: «материя» как объективная реальность и «дух» как критично-креативное мышление. Однако как оценить духовное или социально-культурное саморазвитие личности, которая находится в состоянии и материальной, и духовной зависимости? Говорят, что не хлебом единым жив человек, напоминая человеку об особой его сущности. В то же время о хлебе с древнейших времен говорили, как о некоем живом существе, кормильце; этот продукт стал символом благополучия и достатка («Хлеб - всему голова», «Хлеб - основа всей жизни»). В народе существует и понятие о нравственной ценности хлеба. Кстати, отношение к хлебу служит мерилом стойкости и мужества человека, таких его качеств, как чуткость, забота, сострадание. Хлеб из года в год, из столетия в столетье олицетворяет социально-гуманную и культурную ценность человека в его жизнедеятельности.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация