только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 5 / 21
Страница 1 / 30

Глава 2. ОПРОС ПАЦИЕНТА

Qui bene interrogat, bene diagnoscit1.

Г.А. Захарьин

Мой путь к истине состоит в том, чтобы задавать правильные вопросы.

Сократ, диалог Платона «Протагор»

ВВЕДЕНИЕ

Анамнез (от греч. anamnesis - воспоминание) (опрос больного) - первый шаг в постановке диагноза, который нередко определяет дальнейший план обследования и лечения пациента.

Расспрос больного - самая трудоемкая часть клинического исследования. Считается, что в течение профессиональной жизни врач проводит опрос более 200 000 раз. В основе взаимоотношений пациента и врача лежат вербальные и невербальные взаимодействия, требующие от врача больших затрат энергии из-за необходимости постоянной концентрации внимания, а также умения думать, сопоставлять и анализировать.

К сожалению, в последние десятилетия расспросу больных уделяют все меньше внимания. Мы становимся свидетелями того, как молодые врачи, экономя время на разговоре с больным, постепенно утрачивают навыки сбора анамнеза, отражение результатов которого в историях болезни становится все более и более скудным. Такая профессиональная некомпетентность может обернуться серьезной ошибкой в диагнозе. Как никогда сегодня актуальны слова, что «врач, который не может собрать хороший анамнез, и пациент, который не может хорошо его рассказать, находятся в опасности, первый - от назначения, а второй - от применения неудачного лечения» (Уайт П., 1960).

После изучения материала вы приобретете: ■ знания:

по общим принципам сбора анамнеза;

0? этическим аспектам общения с больным;

0? психологическим аспектам беседы с больным;

0? порядку сбора анамнеза;

0? правилам опроса трудных пациентов;

1 Кто хорошо расспрашивает, тот хорошо диагностирует.

■ умения:

0? по сбору анамнеза болезни; 0? сбору анамнеза жизни;

Для продолжения работы требуется вход / регистрация