только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 6
Страница 1 / 171

ЧАСТЬ 1. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ

Глава 2. Астения

Жалобы больных на усталость и утомление широко распространены в амбулаторной практике.

Терминология и нозологическая принадлежность астенического синдрома (АС) требуют уточнения. АС можно характеризовать как общую реакцию организма на любое состояние, угрожающее истощением энергетических ресурсов. Соответственно, снижение активности следует расценивать как универсальный психофизиологический механизм сохранения жизнедеятельности системы. Наиболее часто в клинической практике снижение общей активности проявляется жалобами на усталость и утомление, которые являются неспецифическими симптомами, они сопровождают различные заболевания или физиологическое состояние, возникающее после чрезмерной нагрузки.

Обычно усталость - транзиторный симптом, возникающий после нагрузки (чаще всего чрезмерной) и прекращающийся спонтанно без какого-либо лечения после отдыха. Усталость, возникающая на фоне привычных для индивидуума умственных или физических нагрузок, сохраняющаяся после отдыха, обозначается термином «астения», что в переводе с греческого языка означает «бессилие», «отсутствие сил».

Ведущее значение в развитии АС принадлежит нарушению функции восходящей ретикулярной активирующей системы (ВРАС), являющейся сложным полисинаптическим образованием в верхних отделах варолиева моста, среднем мозге, зрительном бугре, образующей обширные связи с корой головного мозга и осуществляющей неспецифическое тонизирование через синапсы на дендритах нейронов Ι и ΙΙ слоев коры (рис. 2.1).

ВРАС ответственна за управление энергетическими ресурсами организма и вовлечена в контроль координации произвольных движений, вегетативной и эндокринной регуляции, сенсорное восприятие, запоминание и активацию коры головного мозга. Благодаря большому количеству нейрофизиологических связей ВРАС играет важную роль в физической активности, модуляции психологического отношения, аффективного выражения, а также в интеллектуальных функциях.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация