только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 6 / 9
Страница 1 / 2

Глава 2. Тактика врача-педиатра участкового при оказании медицинской помощи в неотложной форме

2.1. Скрининг, оценка и ведение боли в педиатрии

Проводят медицинские сестры или врачи всем амбулаторным пациентам во время первичного и повторного осмотра, учитывая возраст ребенка и следуя принципам ведения боли.

В возрасте 0-4 лет проводят мониторинг физиологических показателей на признаки стресса, такие как тахикардия, изменение дыхания, повышенная потливость ладоней, снижение вагусного тона, увеличение артериального и внутричерепного давления, уменьшение уровня СО2, повышение катехоламинов.

В возрасте 4-12 лет следует задать наводящие вопросы ребенку (если ребенок не в состоянии ответить, отвечает его законный представитель):

  • У тебя что-то болит?
  • Ты можешь показать, где болит?
  • Еще где-то болит?
  • Что вызвало появление боли?
  • Когда началась боль?

I. При положительном скрининге - измерение боли с помощью шкал:

  • 0-1 год - шкала NIPS;
  • 1-4 года - шкала CHEOPS;
  • 4-7 лет - шкала CHEOPS или визуально-аналоговая шкала (VAS);
  • 7-10 лет - шкала VAS;
  • старше 10-12 лет - шкала Мак-Гилла.

II. Идентификация причины и ее лечение (по возможности).

III. Купирование боли.

IV. Профилактика боли.

Шкала NIPS23

Показатель

Характеристика

Описание

Баллы

Выражение лица

Мимические мышцы расслаблены

Спокойное лицо, нейтральное выражение лица

0

Гримаса

Напряжение лицевой мускулатуры, хмурит брови, поднимает подбородок, кривит рот

1

Крик (плач)

Ребенок спокоен

Молчит, не плачет

0

Хнычет

Негромкие звуки, непостоянно стонет

1

Неугомонный крик

С подъемами амплитуды, переливами, постоянный

2

Дыхание

Спокойное

Обычный характер дыхания для данного ребенка

0

Измененное

Неритмичное, нерегулярное, чаще, чем обычно, закатывается, задержка дыхания

1

Руки

Расслаблены/обычное положение

Нет мышечной ригидности, периодические случайные движения рук

0

Согнуты/разогнуты

Напряжение, повышение тонуса рук, ригидное и/или быстрое сгибание/разгибание рук

1

Ноги

Расслаблены/обычное положение

Нет мышечной ригидности, периодические случайные движения ног

0

Согнуты/разогнуты

Напряжение, повышение тонуса ног, ригидное и/или быстрое сгибание/разгибание ног

1

Поведение ребенка

Спит/бодрствует

Тихо себя ведет, мирно спит или бодрствует, периодически двигает ногами

0

Возбужден

Возбужден, не отдыхает и не успокаивается

1

Баллы суммируются, более 3 баллов - боль есть (иногда низкий балл наблюдается у малышей в очень тяжелом состоянии на фоне медикаментозной седации)

Шкала CHEOPS24

Признаки

Характеристика

Описание

Баллы

Крик

Нет крика

Ребенок не кричит

1

Стонет

Ребенок стонет или негромко вокализирует молчаливый крик

2

Плачет

Ребенок плачет, но крик негромкий или хнычущий

2

Громко кричит

Ребенок кричит в полный голос, рыдает, крик может сопровождаться жалобами или присутствовать без них

3

Лицевая мимика

Сложная

Нейтральное выражение лица

1

Гримаса

Выставляется только при негативном ­выражении лица

2

Улыбается

Выставляется только при определенно позитивном выражении лица

0

Вербальные реакции

Отсутствуют

Ребенок не говорит

1

Жалобы, не касающиеся боли

Ребенок жалуется, но не на боль ("Я устал", "Хочу пить", "Где мама?")

1

Жалобы на боль

Ребенок жалуется на боль

2

Оба типа жалоб

Ребенок жалуется на боль и предъявляет еще другие жалобы ("Я устал", "Хочу пить", "Где мама?")

2

Позитивный настрой ребенка

Ребенок контактен, позитивно настроен, говорит о разных вещах, не связанных с болью, и не жалуется

0

Тело

Нейтральная позиция

Тело (не конечности) расслаблено, торс неподвижен

1

Смещение

Тело ребенка смещается или извивается

2

Напряжение

Тело изогнуто или напряжено

2

Дрожание

Тело дрожит или непроизвольно сотрясается

2

Вертикальное ­положение

Ребенок в вертикальной или приподнятой позиции

2

Ограничение подвижности

Движения тела ограничены

2

Прикосновение к месту боли (ране)

Не трогает рану

Ребенок не трогает или не царапает рану

1

Тянется к ране

Ребенок тянется к ране, но не трогает ее

2

Трогает рану

Ребенок слегка прикасается к ране или источнику боли

2

Царапает болезненное место

Ребенок энергично хватает или царапает болезненное место (рану)

2

Напряжение

Руки ребенка напряжены

2

Ноги

Нейтральное положение

Ноги могут быть в любом положении, но расслаблены, включая легкие плавающие движения или раздельные движения в ногах

1

Поеживание/удары ногами

Совершенно неспокойные или безостановочные движения ногами и/или выбрасывание ноги/стопы

2

Подняты/напряжены

Ноги напряжены и/или подняты и прижаты к туловищу

2

Ребенок стоит

Стоит, в том числе на коленях, или приседает

2

Напряжение

Ноги опущены вниз, движения ограничены

2

Баллы суммируются, если более 4 баллов - боль есть

Шкала VAS1

_______________________________
1Children’s Hospital of Eastern Ontario Pain Scale - шкала оценки боли детской больницы Восточного Онтарио

_______________________________
1 Visual Analog Scale - визуально-аналоговая шкала.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация