только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 32 / 44
Страница 1 / 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 22. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 7-11 ЛЕТ

Тема

Содержание

Ожидаемый результат

Оптимальная СДА

Роль двигательной активности

Понятие «суточная двигательная активность» (СДА). Ее значение для сохранения и укрепления здоровья. Основные компоненты СДА: утренняя зарядка, ФМ на уроках, подвижные игры на переменах. Их значение для здоровья, повышения работоспособности и снижения утомляемости.

Значение уроков физкультуры в школе для укрепления здоровья, развития ловкости, гибкости, смелости, дисциплины, воли

Выработать привычку выполнять все компоненты СДА дома и в школе с целью удовлетворения потребности организма в движении.

Выполнять ФМ в школе и дома.

Принимать активное участие во всех подвижных играх. Посещать все уроки физкультуры.

Знать и правильно выполнять комплексы физкультурных упражнений

Физкультура и спорт

Занятия физкультурой и спортом (плавание, художественная и спортивная гимнастика, теннис, теннис настольный, фигурное катание)

Регулярно посещать занятия в спортивных секциях и участвовать в соревнованиях под наблюдением взрослых

Произвольная

двигательная

активность

Танцы, труд, самообслуживание и прочее как часть СДА

Принимать участие в работе по самообслуживанию дома, в школе.

Активно посещать танцевальные кружки

Условия физического воспитания

Требования к условиям, одежде и обуви при проведении зарядки дома, уроков физкультуры и других компонентов двигательной активности

Выработать привычку выполнять все компоненты СДА и дома и в школе в спортивной форме, с последующим проведением водных процедур (под наблюдением взрослых)

Рациональный режим дня

Режим дня

Значение режима дня для здоровья и успешной учебы в школе.

Значение соблюдения режима дня для воспитания воли, организованности, аккуратности. Правильное распределение времени на сон, уроки, игры, занятия спортом, посещение кружков, прогулки

Уметь правильно построить режим дня и строго соблюдать его

Тема

Содержание

Ожидаемый результат

Учебные занятия

Умственный труд, правильное чередование различных видов деятельности, полноценного и своевременного отдыха. Назначение и правильное выполнение ФМ на уроках. Правильная организация перемен и их значение для восстановления умственной работоспособности.

Значение правильной организации рабочего места в школе. Понятие о строении скелета человека и значении осанки для нормальной работы организма. Рабочая поза во время занятий. Роль мебели в формировании осанки

Выработать привычку строго соблюдать режим дня. Постоянно и четко выполнять ФМ на уроках.

Правильно отдыхать на перемене.

Содержать свое рабочее место в чистоте; перед занятиями проветривать класс, кабинет. Правильно сидеть за рабочим местом, соответствующим росту.

Соблюдать правильную рабочую позу (сидя и стоя)

Приготовление

домашних

заданий

Приготовление домашних заданий в режиме дня. Организация рабочего места дома: мебель, освещенность; порядок на столе; правильная рабочая поза.

Значение перерывов после приготовления домашнего задания по разным предметам

Выработать привычку содержать свое рабочее место в чистоте; перед занятиями проветривать помещение. Соблюдать правильную рабочую позу (сидя и стоя). Устраивать 10-15-минутные перерывы для активного отдыха (выполнение физических упражнений, гимнастика для глаз)

Пребывание на открытом воздухе

Значение активного отдыха на открытом воздухе для восстановления работоспособности после занятий в школе, перед сном. Рациональный отдых в выходные дни и во время каникул

Выработать привычку активно и правильно отдыхать

Свободное время

Время, затрачиваемое на просмотр TV-программ, видеофильмов, мультфильмов, на компьютерные игры

Строго соблюдать соответствующие рекомендации

Сон

Сон - наиболее полноценный вид отдыха. Требования к проведению сна, гигиенические процедуры перед сном; индивидуальная постель; значение чистого воздуха в спальне

Выработать привычку ложиться спать в одно и то же время, проветривать комнату перед сном; ужинать за 1,5-2,0 ч до сна.

Прогулка перед сном не менее 30-40 мин

Тема

Содержание

Ожидаемый результат

Здоровое питание

Значение питания для правильного роста и развития организма

Основные ингредиенты питания: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода.

Значение полноценной пищи для правильного роста и развития детского организма. О вреде значительного потребления сладостей, кондитерских и хлебобулочных изделий. О вреде недостаточного и избыточного потребления пищи; продуктов быстрого приготовления.

Соблюдение питьевого режима

Использование в ежедневном питании максимального количества разнообразных продуктов.

Не есть много сладостей и кондитерских изделий. Не переедать; не есть всухомятку; избегать перекусов и пр.

Употреблять продукты быстрого приготовления не чаще 1 раза в месяц. Пить минеральную воду (негазированную) комнатной температуры, маленькими глотками и в необходимом количестве

Режим питания

Значение соблюдения интервалов между приемами пищи. Значение полноценного завтрака.

Строго соблюдать время ужина

Принимать пищу всегда в одно и то же время с интервалом не более 3,5-4,0 ч (или есть, когда этого очень хочется). Обязательно принимать горячий завтрак перед уходом в школу.

Ужинать не позднее чем за 1,5-2,0 ч до сна

Правила приема пищи

Условия приема пищи. Соблюдение правил личной гигиены.

Содержание в чистоте кухонной и столовой посуды

Уметь накрывать стол, правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками. Привычка мыть руки (с мылом) перед едой.

Помогать убирать и мыть

посуду

Культура еды

Правила поведения за столом - важное условие для усвоения пищи

Правильно сидеть за столом. Тщательно и не торопясь пережевывать пищу. Во время еды не разговаривать и не читать. Выходить из-за стола после окончания еды и с разрешения взрослых. Говорить спасибо тем, кто приготовил пищу, накрыл на стол, убирает

посуду

Тема

Содержание

Ожидаемый результат

Профилактика отравлений (безопасное питание)

Употребление недоброкачественной или неправильно приготовленной пищи и последствия.

Отравления растениями, ягодами и грибами

Есть только то, в съедобности чего полностью уверены. Траву, цветы, ягоды, которые предположительно могут быть ядовитыми, не брать в рот

Соблюдение правил личной гигиены

Мытье рук

Значение соблюдения правил личной гигиены для здоровья; культура поведения. Правила мытья рук

Мытье рук после каждого соприкосновения с грязными предметами (перед едой, после посещения туалета, поездки на транспорте и пр.)

Гигиенические процедуры

Правила мытья ног, тела и смены белья.

Значение водных гигиенических процедур для сохранения и укрепления здоровья, для улучшения сна

Проведение ежедневных гигиенических водных процедур (душ, мытье ног перед сном, умывание лица)

Закаливающие процедуры

Понятие о закаливании. Значение закаливания для профилактики простудных заболеваний. Основные принципы закаливания.

Закаливающее действие воды: обтирание, умывание, мытье ног, мытье до пояса, душ, купание в открытом водоеме и алгоритм их проведения

Ежедневное проведение закаливающих водных процедур

Уход за полостью рта

Правила ухода за полостью рта. Значение целостности эмали для сохранения здоровых зубов.

Цель профилактических осмотров врачом-стоматологом

Чистить зубы и язык утром и вечером; полоскать рот после каждого приема пищи; посещать стоматолога 2 раза в году (с родителями)

Уход за одеждой и обувью

Значение чистоты и опрятности одежды и обуви для сохранения и укрепления здоровья; важность овладения правилами культуры поведения

Аккуратное и бережное отношение к одежде и обуви (с помощью родителей)

Безопасное поведение

Правила безопасного поведения

Стойкие навыки профилактики травм

Для продолжения работы требуется вход / регистрация