только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 37 / 44
Страница 1 / 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 27. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Процесс

Возрастной период

дошкольный

младший школьный

подростковый

Восприятие

Становится осмысленным и целенаправленным, появляются произвольные действия в познании мира - наблюдение, рассматривание, поиск. Активно использует в речи названия качеств, признаков, состояний предметов. Ребенок способен решить задачу методом мысленного соотнесения (сначала мысленно примерить, потом правильно вложить фигурку в нужное отверстие). К Б годам - различение «право» и «лево».

К 6 годам - ощущение времени (минуты, часы, вчера, сегодня)

Отличается слабой дифференцированно-стью: часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства («зеркальность»). Усиливается ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени. Формируется синтезирующее восприятие, позволяющее устанавливать связи между элементами воспринимаемых предметов и явлений. Дети становятся способны не только дать точное, целостное описание предмета и его изображения, но и дополнить его своим объяснением изображенного события или явления. Выделяется доминирующий информационный канал - аудиальный, визуальный, кинестетический

Восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно, чем восприятие младшего школьника. Подросток способен к тонкому анализу воспринимаемых объектов

Внимание

Увеличивается объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Внимание становится более устойчивым. В 4_5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Игра может продолжаться в старшем дошкольном возрасте до 60 мин. Ребенок 6 лет в среднем способен рассматривать интересную картинку около 10 мин

Тесно связано с мыслительной деятельностью - учащиеся не могут сосредоточивать свое внимание на неясном, непонятном. Повышается устойчивость и произвольность. Однако одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьма непродолжительное время (15 мин) в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения

Становится все более произвольным и может быть преднамеренным. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать и четко распределять свое внимание. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом

Процесс

Возрастной период

дошкольный

младший школьный

подростковый

Память

До Б лет - непроизвольная память (запоминаеттолько интересное, яркое). После Б лет формируется произвольная память (важно для школьного обучения)

Усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным). Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью, регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание)

Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к качественной перестройке в организации мнемических процессов. Активно развивается логическая память. Продуктивность непроизвольного запоминания замедляется и одновременно с этим увеличивается продуктивность опосредованного запоминания

Мышление

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Учиться логически рассуждать, делать выводы о причинах и следствии, обобщать (маленький - значит легкий). К 6 годам способен понимать символизм букв и цифр

Совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Развитие теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии (процесс самопознания своих внутренних актов и состояний)

Формируется способность к абстрактному мышлению, происходит изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу абстрактно-обобщенного мышления. Подросток становится способным к сложному ана-литико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности. Начинают формироваться элементы теоретического мышления

Процесс

Возрастной период

дошкольный

младший школьный

подростковый

Речь

К Б годам исчезают физиологические несовершенства речи (неверное произнесение звуков). К 6 годам активный словарь составляет около 3000 слов. Усваиваются закономерности построения слова и фразы, падежные окончания. В 3-5 лет - период словотворчества - «Дым трубится». В речи появляются монологи и связные пересказы.

Второй период «почемучек» - в 5 лет

Увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка Внешняя речь - письменная и устная - также интенсивно развивается у младших школьников. В процессе обучения происходит усвоение литературной языковой нормы.

Формируется письменная речь

Важность приобретает авторитет культурного носителя языка. Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг.

Развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений слов

Эмоции

Овладевают всей массой человеческих эмоций, способны сами отвлекаться от неприятной ситуации, в некоторой мере контролировать проявления эмоций. Предстоящие события всегда вызывают эмоциональный отклик.

Переживания становятся глубже, появляется способность сопереживания сверстнику. Формируется адекватная самооценка

Характерны легкая эмоциональная отзывчивость на происходящие события, непосредственность и откровенность проявления своих эмоциональных переживаний, интенсивное эмоциональное реагирование на игры и общение со сверстниками, достижения в учебе и оценку своих успехов учителем и одноклассниками; несовершенное понимание и осознание своих и чужих эмоций и чувств. Эмоциональные состояния становятся более длительными, более устойчивыми и глубокими

Характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. Наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей больше выражено у мальчиков, чем у девочек. При неблагоприятных условиях формирования личности может наблюдаться рост асоциальных чувств

Для продолжения работы требуется вход / регистрация