12.1. Что такое качественные исследования?
Маятник продолжает раскачиваться. Когда я впервые занялась исследованиями 20 лет назад, один уставший от работы коллега посоветовал мне: «Найдите что-нибудь для измерения и продолжайте измерять это, пока не получите множество данных; затем начните их описывать». «Что я должна измерять?» — спросила я. «Это неважно», —
цинично ответил он.
Это пример ограничений исключительно количественного подхода к исследованиям (подсчет и измерения). Эпидемиолог Ник Блэк (Nick Black) утверждает, что открытие (результат) скорее будет считаться фактом, если он посчитан, т.е. выражен количественно [1].
С научной точки зрения не существует (или почти не существует) никаких подтверждений таким общеизвестным «фактам»: 1 пара из 10 бесплодна; 1 человек из 10 — гомосексуалист; 1% детей от близкородственных браков имеет генетические аномалии. Тем не менее, отмечает Н. Блэк, большинство из нас с радостью и некритично воспринимают такие упрощенные, сокращенные и явно некорректные утверждения, если они содержат хотя бы один количественно выраженный показатель.
Исследователи, занимающиеся качественными (в противовес количественным) оценками, смотрят глубже. Их цель — «изучение вещей в их естественной среде, попытки осмыслить и интерпретировать значения, которые люди им придают» [2]. Такие исследователи используют «целостный подход, учитывающий сложности человеческого поведения» [2].
Интерпретативные, или качественные, исследования долгое время были областью интересов социологов. Сейчас они все чаще считаются не просто дополнительным методом, но во многих случаях предпосылкой для количественных исследований, с которыми знакомо большинство из нас. Мнение, что эти два подхода исключают друг друга, теперь считается ненаучным. Качественные исследования нашли особое применение в области первичной медицинской помощи и исследований оказания медицинских услуг. С момента публикации 1-го издания этой книги качественные исследования заняли свое место в доказательной медицине [3, 4]. В настоящее время в «Руководстве Кокрейна» есть глава, посвященная качественным исследованиям [5], и, как описано в главе 7, произошли важные изменения в науке об интеграции качественных и количественных данных при разработке и оценке комплексных вмешательств.
Для того чтобы проиллюстрировать разделение исследований на количественные и качественные, доктор Сесил Хельман (Cecil Helman), автор ведущего руководства по антропологическим аспектам здоровья и болезни, рассказала мне такую историю. Маленький ребенок прибегает из сада и взволнованно говорит: «Мама, с деревьев падают листья». — «Расскажи мне подробнее», — говорит мать. «Хорошо. В течение первого часа упало 5 листьев, в течение второго — 10 листьев…». Такой ребенок станет исследователем, использующим количественный метод. Другой ребенок, когда его спросят подробности, может ответить: «Листья большие и плоские; в основном они желтые и красные; с одних деревьев они падают, с других — нет. Мама, а почему они не падали в прошлом месяце?». Этот ребенок станет исследователем, которому ближе качественный подход.
Вопросы: «Сколько родителей консультируются со своим семейным врачом, когда у ребенка немного повышена температура?» или «Каков процент курильщиков, которые пытались бросить курить?» — несомненно, требуют ответа при помощи количественных методов. Однако на вопросы: «Почему родители так беспокоятся о температуре у детей?», «Почему люди не могут отказаться от курения?» — нельзя и не следует отвечать просто измерением одного аспекта проблемы, который мы считаем важным. Для этого нужно наблюдать, слушать то, что говорят люди, изучать идеи и опасения, которые они испытывают. Через какое-то время мы можем обнаружить примеры, способные изменить наше мнение. Можно начать с одного из методов, показанных в табл. 12.1, а затем продолжить далее.
Врезка 12.1 заимствована из книги «Качественные исследования в здравоохранении» [6] с разрешения Ника Мэйса (Nick Mays) и Кэтрин Поуп (Catherine Pope). В ней обобщаются (несколько преувеличенно) различия между качественными и количественными исследованиями. На самом деле, мы начинаем понимать, что между этими исследованиями много общего [7].
Таблица 12.1. Примеры методов качественных исследований
Документы | Изучение документальных описаний событий |
Пассивное наблюдение | Систематическое наблюдение за поведением и общением в естественных условиях |
Активное наблюдение | Наблюдение, в котором исследователь участвует как действующее лицо |
Полуструктурированные интервью | Обсуждение с глазу на глаз (или по телефону) с целью глубокого исследования вопросов и проблем. Применяют широкий перечень вопросов и тем (так называемое тематическое руководство) |
Описательное интервью | Опрос ведется менее структурированным образом для получения длинного развернутого рассказа (например, история жизни или история развития заболевания во времени). Опрашивающий должен воздерживаться от напоминаний и подсказок, за исключением фразы «расскажите подробней» |
Фокус-группы | Метод группового опроса с использованием взаимодействий в группе для получения сведений |
Врезка 12.1. Преувеличенные различия между количественными и качественными исследованиями [7]
| Качественные | Количественные |
Социальная теория | Действие | Структура |
Методы | Наблюдение, интервью | Эксперимент, обзор |
Вопрос | Что такое X? (классификация) | Как много Х? (установление количества) |
Умозаключение | Индуктивные | Дедуктивные |
Отбор участников | Теоретический | Статистический |
Преимущества | Достоверность | Надежность |