Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 19 / 26
Страница 1 / 7

Глава 12. В отсутствие чисел (статьи, посвященные качественным исследованиям)

12.1. Что такое качественные исследования?

Маятник продолжает раскачиваться. Когда я впервые занялась исследованиями 20 лет назад, один уставший от работы коллега посоветовал мне: «Найдите что-нибудь для измерения и продолжайте измерять это, пока не получите множество данных; затем начните их описывать». «Что я должна измерять?» — спросила я. «Это неважно», —
цинично ответил он.

Это пример ограничений исключительно количественного подхода к исследованиям (подсчет и измерения). Эпидемиолог Ник Блэк (Nick Black) утверждает, что открытие (результат) скорее будет считаться фактом, если он посчитан, т.е. выражен количественно [1].
С научной точки зрения не существует (или почти не существует) никаких подтверждений таким общеизвестным «фактам»: 1 пара из 10 бесплодна; 1 человек из 10 — гомосексуалист; 1% детей от близкородственных браков имеет генетические аномалии. Тем не менее, отмечает Н. Блэк, большинство из нас с радостью и некритично воспринимают такие упрощенные, сокращенные и явно некорректные утверждения, если они содержат хотя бы один количественно выраженный показатель.

Исследователи, занимающиеся качественными (в противовес количественным) оценками, смотрят глубже. Их цель — «изучение вещей в их естественной среде, попытки осмыслить и интерпретировать значения, которые люди им придают» [2]. Такие исследователи используют «целостный подход, учитывающий сложности человеческого поведения» [2].

Интерпретативные, или качественные, исследования долгое время были областью интересов социологов. Сейчас они все чаще считаются не просто дополнительным методом, но во многих случаях предпосылкой для количественных исследований, с которыми знакомо большинство из нас. Мнение, что эти два подхода исключают друг друга, теперь считается ненаучным. Качественные исследования нашли особое применение в области первичной медицинской помощи и исследований оказания медицинских услуг. С момента публикации 1-го издания этой книги качественные исследования заняли свое место в доказательной медицине [3, 4]. В настоящее время в «Руководстве Кокрейна» есть глава, посвященная качественным исследованиям [5], и, как описано в главе 7, произошли важные изменения в науке об интеграции качественных и количественных данных при разработке и оценке комплексных вмешательств.

Для того чтобы проиллюстрировать разделение исследований на количественные и качественные, доктор Сесил Хельман (Cecil Helman), автор ведущего руководства по антропологическим аспектам здоровья и болезни, рассказала мне такую историю. Маленький ребенок прибегает из сада и взволнованно говорит: «Мама, с деревьев падают листья». — «Расскажи мне подробнее», — говорит мать. «Хорошо. В течение первого часа упало 5 листьев, в течение второго — 10 листьев…». Такой ребенок станет исследователем, использующим количественный метод. Другой ребенок, когда его спросят подробности, может ответить: «Листья большие и плоские; в основном они желтые и красные; с одних деревьев они падают, с других — нет. Мама, а почему они не падали в прошлом месяце?». Этот ребенок станет исследователем, которому ближе качественный подход.

Вопросы: «Сколько родителей консультируются со своим семейным врачом, когда у ребенка немного повышена температура?» или «Каков процент курильщиков, которые пытались бросить курить?» — несомненно, требуют ответа при помощи количественных методов. Однако на вопросы: «Почему родители так беспокоятся о температуре у детей?», «Почему люди не могут отказаться от курения?» — нельзя и не следует отвечать просто измерением одного аспекта проблемы, который мы считаем важным. Для этого нужно наблюдать, слушать то, что говорят люди, изучать идеи и опасения, которые они испытывают. Через какое-то время мы можем обнаружить примеры, способные изменить наше мнение. Можно начать с одного из методов, показанных в табл. 12.1, а затем продолжить далее.

Врезка 12.1 заимствована из книги «Качественные исследования в здравоохранении» [6] с разрешения Ника Мэйса (Nick Mays) и Кэтрин Поуп (Catherine Pope). В ней обобщаются (несколько преувеличенно) различия между качественными и количественными исследованиями. На самом деле, мы начинаем понимать, что между этими исследованиями много общего [7].

Таблица 12.1. Примеры методов качественных исследований

Документы Изучение документальных описаний событий
Пассивное наблюдение Систематическое наблюдение за поведением и общением в естественных условиях
Активное наблюдение Наблюдение, в котором исследователь участвует как действующее лицо
Полуструктурированные интервью Обсуждение с глазу на глаз (или по телефону) с целью глубокого исследования вопросов и проблем. Применяют широкий перечень вопросов и тем (так называемое тематическое руководство)
Описательное интервью Опрос ведется менее структурированным образом для получения длинного развернутого рассказа (например, история жизни или история развития заболевания во времени). Опрашивающий должен воздерживаться от напоминаний и подсказок, за исключением фразы «расскажите подробней»
Фокус-группы Метод группового опроса с использованием взаимодействий в группе для получения сведений

Врезка 12.1. Преувеличенные различия между количественными и качественными исследованиями [7]

Качественные Количественные
Социальная теория Действие Структура
Методы Наблюдение, интервью Эксперимент, обзор
Вопрос Что такое X? (классификация) Как много Х? (установление количества)
Умозаключение Индуктивные Дедуктивные
Отбор участников Теоретический Статистический
Преимущества Достоверность Надежность

Для продолжения работы требуется вход / регистрация