Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 20 / 26
Страница 1 / 6

Глава 13. Статьи, посвященные анкетным исследованиям

13.1. Рост популярности анкетных исследований

Когда и где вы в последний раз заполняли анкету? Анкеты (опросники) поступают к нам по почте и появляются на письменном столе у нас на работе. Мы получаем их по электронной почте и обнаруживаем их, ожидая очереди у стоматолога. Дети приносят их из школы, а довольно часто анкеты прикладываются к счету в ресторане. Недавно на одной из вечеринок я встретила человека, который называет себя «анкетным разбойником». Его работа заключается в том, чтобы останавливать на улице людей и записывать их ответы на вопросы об их доходах, вкусах и предпочтениях и еще бог знает о чем.

Эта глава (подготовленная для третьего издания книги) основана на ряде отредактированных мной статей из Британского медицин­ского журнала, написанных командой специалистов под руководством Петры Бойнтон (Petra Boynton) [1–3]. Петра рассказала мне многое об этом широко распространенном методе исследования. Именно в области анкетных опросов гораздо больше плохих примеров, чем в любой другой области исследований. Для того чтобы провести плохое лабораторное исследование, вам как минимум нужна лаборатория; для того чтобы провести плохое фармакологическое исследование —
как минимум ряд лекарственных средств. Для создания плохого анкетного исследования вам нужно всего лишь написать на листе бумаге ряд вопросов, размножить их и раздать людям для заполнения. Поэтому странно, что в остальном всестороннее «Руководство по медицинской литературе» (см. список литературы главы 3) не содержит раздела, посвященного анкетным исследованиям.

Анкеты обычно обозначают как «объективный» способ сбора информации о знаниях людей, их представлениях, убеждениях, взглядах и поведении [4–5]. Устраивает ли пациентов график работы поликлиники? Что думают подростки о кампаниях против наркотиков, повлияли ли эти кампании на их отношение к наркотикам? Как много медсестры знают о лечении больных астмой? Какая часть населения относит себя к гомо- или бисексуалам? Почему врачи мало используют компьютерные программы? Даже на примере этих вопросов вы можете понять, что с помощью анкет оценивают как количественные (например, доля людей, довольных качеством работы медицинских учреждений), так и качественные (степень удовлетворенности работой медицинских учреждений) данные. Другими словами, анкетные исследования не являются ни количественными, ни качественными; они служат для сбора различных типов данных, в зависимости от поставленного вопроса.

Я уже описывала понятие «литератур для мусорной корзины» в предыдущих главах, имея в виду, что при плохой организации исследования получают неверные количественные результаты, что приводит к неправильным суждениям и ложным рекомендациям. Это относится, прежде всего, именно к анкетным исследованиям. В то время как четкое и общедоступное руководство по дизайну и структуре рандомизированных контролируемых испытаний (РКИ) уже разработано (см. главы 6 и 9), для анкетных исследований подобного документа нет [4–8]. Вероятно, именно поэтому, несмотря на множество детальных рекомендаций в специализированной литературе [9–10], до сих пор даже специалисты допускают простейшие методологические ошибки при проведении анкетных исследований [1–3].

До того, как перейти непосредственно к оценке анкетных исследований, несколько слов о терминологии. Анкета — это пример психометрического метода, то есть она разрабатывается для оценки проявлений человеческой психологии. Иногда мы определяем анкеты как «механизм, аппарат». Вопросы в анкете мы называем пунктами. Пункт — простейшая составляющая часть анкеты, служащая единицей измерения. Пункт может содержать вопрос с несколькими вариантами ответа («выберите наиболее подходящий, по вашему мнению, вариант или варианты») или простой вопрос, на который вы можете ответить только да/нет или верно/неверно.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация