только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 9 / 15
Страница 1 / 1

Раздел 8. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

8.1. Осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация желудочно-кишечного тракта

Действие

Отметка о выполнении

1

Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящего осмотра

□ Да □ Нет

2

Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение осмотра

□ Да □ Нет

3

Проводить осмотр при достаточном освещении

□ Да □ Нет

Осмотр

4

Осмотреть кожу и слизистые оболочки:

• кожный покров в последовательности сверху вниз

□ Да □ Нет

• слизистые оболочки полости рта

□ Да □ Нет

5

Осмотреть живот:

• в положении пациента:

■ стоя

□ Да □ Нет

■ лежа

□ Да □ Нет

• измерить окружность живота на уровне пупка:

■ сантиметровой лентой

□ Да □ Нет

■ горизонтально на уровне пупка

□ Да □ Нет

6

Проговорить заключение, указав:

• цвет кожного покрова

□ Да □ Нет

• цвет слизистых оболочек

□ Да □ Нет

• цвет склер

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

• описание языка:

■ наличие и характеристика налета

□ Да □ Нет

■ состояние сосочков

□ Да □ Нет

■ состояние боковых поверхностей

□ Да □ Нет

• характеристики живота:

■ окружность живота в сантиметрах

□ Да □ Нет

■ форма

□ Да □ Нет

■ симметричность

□ Да □ Нет

■ участие в акте дыхания

□ Да □ Нет

■ отсутствие (наличие) изменений кожи в области живота

□ Да □ Нет

■ при наличии изменений (цвет, сыпь, рубцы, расширенная венозная сеть и др.) - описать их с указанием локализации

□ Да □ Нет

■ отсутствие (наличие) западений или выпячиваний

□ Да □ Нет

Пальпация

7

Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящей пальпации

□ Да □ Нет

8

Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение пальпации

□ Да □ Нет

9

Пациенту предложить занять правильное положение для проведения пальпации живота:

• лежа на спине

□ Да □ Нет

• с согнутыми ногами в коленных и тазобедренных суставах

□ Да □ Нет

• руки вдоль тела

□ Да □ Нет

• без подушки

□ Да □ Нет

10

Исследующему расположиться правильно относительно пациента:

• справа (слева) от пациента в зависимости от правой (левой) доминантной руки

□ Да □ Нет

• сидя на стуле/кровати

□ Да □ Нет

11

Продемонстрировать на пациенте и озвучить деление живота на девять областей (рис. 8.1) с указанием:

• топографических линий

□ Да □ Нет

• названий областей

□ Да □ Нет

• внутренних органов, проецирующихся в каждую из областей

□ Да □ Нет

12

Провести поверхностную (ориентировочную) пальпацию живота (рис. 8.2):

Действие

Отметка о выполнении

• выполняя технику поверхностной пальпации живота:

■ положить ладонь доминантной руки на живот пациента

□ Да □ Нет

■ произвести легкие округлые надавливающие движения полусогнутыми пальцами кисти

□ Да □ Нет

• в последовательности (одной из двух):

• первая методика - последовательно над симметричными областями живота:

■ левая подвздошная область - правая подвздошная область

□ Да □ Нет

■ левый фланк - правый фланк

□ Да □ Нет

■ левое подреберье - правое подреберье

□ Да □ Нет

■ далее околопупочная область

□ Да □ Нет

• вторая методика - последовательно против часовой стрелки:

■ начинать с левой подвздошной области

□ Да □ Нет

■ далее по левому фланку живота к левому подреберью

□ Да □ Нет

■ из правого подреберья к правому фланку живота

□ Да □ Нет

■ опуститься в правую подвздошную область

□ Да □ Нет

■ далее околопупочная область

□ Да □ Нет

■ затем пальпируют часть живота, начиная с эпигастральной области и направляясь вниз до лобка

□ Да □ Нет

■ при обнаружении болезненности глубокую пальпацию в данной области не проводят или пальпируют ее в последнюю очередь

□ Да □ Нет

13

Проверить наличие болезненности и зон кожной гиперестезии:

• следить за реакцией пациента во время пальпации

□ Да □ Нет

• уточнить у пациента наличие болезненности во время пальпации и место локализации

□ Да □ Нет

• при обнаружении болезненности глубокую пальпацию в данной области не проводить или пальпировать ее в последнюю очередь

□ Да □ Нет

14

Пальпировать «слабые места» передней брюшной стенки:

• апоневроз белой линии живота

□ Да □ Нет

• пупочное кольцо

□ Да □ Нет

• паховые кольца

□ Да □ Нет

15

Проговорить заключение, указав:

Действие

Отметка о выполнении

• отсутствие (наличие) мышечной защиты живота:

■ при наличии мышечной защиты - указать локализацию

□ Да □ Нет

• отсутствие (наличие) болезненности во время пальпации:

□ Да □ Нет

■ при наличии болезненности - указать локализацию

□ Да □ Нет

• отсутствие (наличие) зон кожной гиперестезии:

□ Да □ Нет

■ при наличии зон кожной гиперестезии - указать локализацию

□ Да □ Нет

• состояние «слабых мест» передней брюшной стенки

□ Да □ Нет

• доступность живота для глубокой пальпации

□ Да □ Нет

16

Провести глубокую методическую скользящую топографическую пальпацию живота по В.П. Образцову и Н.Д. Стражеско (в старшем детском возрасте):

• выполняя следующую технику:

■ установить слегка согнутые пальцы доминантной руки так, чтобы кончики II-V пальцев располагались вдоль оси пальпируемого участка кишки, перпендикулярно его поверхности

□ Да □ Нет

■ сместить кожную складку

□ Да □ Нет

■ погрузить пальцы пальпирующей руки вглубь брюшной полости:

□ Да □ Нет

- во время выдоха пациента

□ Да □ Нет

■ проскользнуть пальцами пальпирующей руки по поверхности кишки в исходную позицию

□ Да □ Нет

• в правильной последовательности:

■ левая подвздошная область (рис. 8.3) - одной рукой

□ Да □ Нет

■ правая подвздошная область (рис. 8.4) - одной рукой

□ Да □ Нет

■ правая боковая область (рис. 8.5, а, б) - бимануально (методика В.Х. Василенко)

□ Да □ Нет

■ левая боковая область (рис. 8.6) - бимануально (методика В.Х. Василенко)

□ Да □ Нет

■ эпигастрий (см. п. 18)

□ Да □ Нет

■ мезогастрий (рис. 8.7)

□ Да □ Нет

17

Проговорить заключение с указанием:

• пальпируемого отдела толстой кишки

□ Да □ Нет

• протяженности пальпируемого участка

□ Да □ Нет

• формы пальпируемого участка

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

• диаметра (в сантиметрах) пальпируемого участка

□ Да □ Нет

• характера поверхности (гладкая, бугристая)

□ Да □ Нет

• подвижности (смещаемости)

□ Да □ Нет

• отсутствия (наличия) болезненности при пальпации

□ Да □ Нет

• отсутствия (наличия) урчания

□ Да □ Нет

18

Определение большой кривизны желудка:

• метод аускультофрикции (перкуторная пальпация по В.П. Образцову):

■ мембрану фонендоскопа установить ниже мечевидного отростка в надчревной области

□ Да □ Нет

■ пальцем второй руки от пупка по срединной линии снизу вверх, по направлению к желудку, выполнить штриховые движения по передней брюшной стенке (рис. 8.8, а)

□ Да □ Нет

■ услышать усиление громкости звука (место соответствует нижней границе желудка) - рис. 8.8, б

□ Да □ Нет

• метод глубокой пальпации:

■ попросить пациента глубоко дышать

□ Да □ Нет

■ расположить свою руку несколько выше нижней границы желудка (рис. 8.9)

□ Да □ Нет

■ сдвигать кожу вверх во время вдоха

□ Да □ Нет

■ постепенно погружать пальцы рук во время выдоха пациента вглубь брюшной полости

□ Да □ Нет

■ обнаружить большую кривизну желудка в виде складки

□ Да □ Нет

19

Пальпация болевых зон и точек поджелудочной железы:

• пальпировать одним-тремя пальцами болевые зоны и точки:

зона Шоффара - между белой линией живота и биссектрисой правого верхнего квадранта живота

□ Да □ Нет

точка Дежардена - середина биссектрисы правого верхнего квадранта живота (рис. 8.10, точка 1)

□ Да □ Нет

точка Мейо-Робсона - граница между наружной и средней третью биссектрисы левого верхнего квадранта живота (рис. 8.10, точка 2)

□ Да □ Нет

20

Проговорить заключение с указанием:

• отсутствия (наличия) пальпируемой большой кривизны желудка

□ Да □ Нет

• отсутствия (наличия) болезненности в конкретной области, зоне или точке

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

• отсутствия (наличия) зон болезненности

□ Да □ Нет

21

Проверить симптом Щеткина-Блюмберга:

• погрузить полусогнутые пальцы доминантной руки внутрь живота (в интересующей исследующего области)

□ Да □ Нет

• производить погружение постепенно и медленно

□ Да □ Нет

• резко убрать пальцы из пальпируемой области

□ Да □ Нет

22

Проверить симптом Менделя:

• провести легкое постукивание полусогнутыми II-IV пальцами доминантной руки по передней брюшной стенке

□ Да □ Нет

23

Проговорить заключение с указанием:

• симптом Щеткина-Блюмберга отрицательный (положительный - болезненность с указанием ее локализации)

□ Да □ Нет

• симптом Менделя отрицательный (положительный - болезненность с указанием ее локализации)

□ Да □ Нет

Аускультация

24

Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящей аускультации

□ Да □ Нет

25

Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение аускультации

□ Да □ Нет

26

Провести аускультацию живота

• установить раструб фонендоскопа на переднюю поверхность в разных областях живота

□ Да □ Нет

• выслушать шумы перистальтики

□ Да □ Нет

27

Проговорить заключение с указанием:

• кишечные шумы прослушиваются (оживлены, отсутствуют)

□ Да □ Нет

Рис. 8.1. Области живота

Рис. 8.2. Поверхностная пальпация передней стенки живота ребенка раннего возраста

Рис. 8.3. Пальпация сигмовидной кишки

Рис. 8.4. Пальпация слепой кишки

Рис. 8.5. Бимануальная пальпация восходящего отдела ободочной кишки (а), в разрезе (б)

Рис. 8.6. Бимануальная пальпация нисходящего отдела ободочной кишки

Рис. 8.7. Бимануальная пальпация поперечно-ободочной кишки

Рис. 8.8. Определение большой кривизны желудка методом аускультофрикции (а), метод в разрезе (б)

Рис. 8.9. Глубокая пальпация большой кривизны желудка

Рис. 8.10. Зоны и точки болевой чувствительности и точки при поражении поджелудочной железы (1 - точка Дежардена, 2 - Мейо-Робсона)

8.2. Пальпация и перкуссия печени

Действие

Отметка о выполнении

1

Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящей пальпации

□ Да □ Нет

2

Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение пальпации

□ Да □ Нет

Пальпация

3

Провести глубокую пальпацию печени по методу В.П. Образцова и Н.Д. Стражеско (у детей старшего возраста, при отсутствии гепатомегалии):

• положение ребенка - лежа на спине, по возможности со слегка согнутыми ногами, руки вытянуты вдоль туловища

□ Да □ Нет

• выполнить перкуссию по среднеключичной линии (снизу вверх)

□ Да □ Нет

• ладонь левой руки положить на заднюю поверхность грудной клетки

□ Да □ Нет

• большим пальцем левой руки фиксировать правую реберную дугу сбоку и частично спереди (рис. 8.11, а)

□ Да □ Нет

• правую руку положить плашмя в правом подреберье с вытянутыми четырьмя пальцами таким образом, чтобы концы пальцев составляли прямую, параллельную краю печени

□ Да □ Нет

• сдвигая кожу вглубь на вдохе, произвести давление концами пальцев на брюшную стенку и за несколько приемов подойти к краю печени (рис. 8.11, б)

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

• пальцы правой руки погружать на выдохе в брюшную полость, продвигаясь вперед (рис. 8.11, в)

□ Да □ Нет

• снова предложить ребенку сделать глубокий вдох (рис. 8.11, г)

□ Да □ Нет

• определить локализацию, консистенцию, болезненность, форму края печени, ее поверхность в момент проскальзывания края печени между реберной дугой и доминантной рукой исследующего (рис. 8.11, д)

□ Да □ Нет

4

Скользящая пальпация печени по методу Н.Д. Стражеско (у детей грудного и младшего возраста, при гепатомегалии):

• положение ребенка - лежа на спине, по возможности со слегка согнутыми ногами, руки вытянуты вдоль туловища

□ Да □ Нет

• выполнить перкуссию по среднеключичной линии (снизу вверх), для того чтобы обнаружить нижний край печени

• II-V пальцы пальпирующей руки врача образуют одну линию, параллельно нижнему краю печени, которую предварительно определяют перкуторно (рис. 8.12, а)

□ Да □ Нет

• произвести легкое скользящее движение сверху вниз, чтобы ощупать всю доступную пальпации поверхность печени (рис. 8.12, б)

□ Да □ Нет

5

Проговорить заключение с указанием:

• расположения края печени относительно края правой реберной дуги (в сантиметрах)

□ Да □ Нет

• консистенции края печени

□ Да □ Нет

• отсутствия (наличия) болезненности при пальпации

□ Да □ Нет

• характеристики поверхности печени

□ Да □ Нет

• характеристики края печени

□ Да □ Нет

Перкуссия

6

Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящей перкуссии

□ Да □ Нет

7

Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение перкуссии

□ Да □ Нет

8

Верхняя граница абсолютной печеночной тупости:

• определять по линиям:

■ правой передней подмышечной

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

■ правой среднеключичной

□ Да □ Нет

■ правой окологрудинной

□ Да □ Нет

• располагать палец-плессиметр параллельно ребрам

□ Да □ Нет

• направление перкуссии - сверху вниз к печени

□ Да □ Нет

• до перехода перкуторного легочного звука в тупой

□ Да □ Нет

• границу отмечать по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (верхний край пальца-плессиметра)

□ Да □ Нет

9

Проговорить заключение с указанием:

• верхней границы абсолютной печеночной тупости:

■ по правой передней подмышечной линии на уровне________ ребра

□ Да □ Нет

■ по правой среднеключичной линии на уровне________ ребра

□ Да □ Нет

■ по правой окологрудинной линии на уровне______ ребра

□ Да □ Нет

10

Нижняя граница абсолютной печеночной тупости:

• определять по линиям (продолжение линий на переднюю брюшную стенку):

■ правой передней подмышечной

□ Да □ Нет

■ правой среднеключичной

□ Да □ Нет

■ правой окологрудинной

□ Да □ Нет

■ передней срединной

□ Да □ Нет

• располагать палец-плессиметр горизонтально

□ Да □ Нет

• направление перкуссии - снизу вверх к печени

□ Да □ Нет

• шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра

□ Да □ Нет

• проводить тихую перкуссию

□ Да □ Нет

• до перехода перкуторного тимпанического звука в тупой

□ Да □ Нет

• границу отмечать по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (нижний край пальца-плессиметра)

□ Да □ Нет

11

Проговорить заключение с указанием:

• нижней границы абсолютной печеночной тупости:

■ по правой передней подмышечной линии на уровне ребра

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

■ по правой среднеключичной линии на уровне _________ ребра или относительно края реберной дуги

□ Да □ Нет

■ по правой окологрудинной линии относительно края реберной дуги (в сантиметрах)

□ Да □ Нет

■ по правой окологрудинной линии относительно мечевидного отростка (в сантиметрах)

□ Да □ Нет

12

Размеры (высота) абсолютной печеночной тупости по В.П. Образцову:

• измерить расстояние между точками, характеризующими верхнюю и нижнюю границы абсолютной печеночной тупости по линиям:

□ Да □ Нет

■ правой передней подмышечной

□ Да □ Нет

■ правой среднеключичной

□ Да □ Нет

■ правой окологрудинной

□ Да □ Нет

13

Проговорить заключение с указанием:

• размеров абсолютной печеночной тупости по:

■ правой передней подмышечной (в сантиметрах)

□ Да □ Нет

■ правой среднеключичной (в сантиметрах)

□ Да □ Нет

■ правой окологрудинной (в сантиметрах)

□ Да □ Нет

14

Размеры печеночной тупости по М.Г. Курлову (у детей старше 7 лет):

• определить I размер:

■ перкутировать по правой среднеключичной линии сверху вниз

□ Да □ Нет

■ располагать палец-плессиметр горизонтально

□ Да □ Нет

■ шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра

□ Да □ Нет

■ до перехода перкуторного легочного звука в тупой

□ Да □ Нет

первую точку отметить по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (верхний край пальца-плессиметра)

□ Да □ Нет

■ перкутировать по правой среднеключичной линии снизу вверх от уровня пупка (или ниже при подозрении на гепато-мегалию)

□ Да □ Нет

■ до перехода перкуторного тимпанического звука в тупой

□ Да □ Нет

вторую точку отметить по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (нижний край пальца-плессиметра)

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

■ измерить первый размер сантиметровой лентой - расстояние между первой и второй точкой

□ Да □ Нет

• определить II размер:

третью точку отметить на пересечении перпендикулярной линии, проведенной из первой точки на переднюю срединную линию

□ Да □ Нет

■ перкутировать по передней срединной линии снизу вверх от уровня пупка (или ниже при подозрении на гепатомегалию)

□ Да □ Нет

■ располагать палец-плессиметр горизонтально

□ Да □ Нет

■ шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра

□ Да □ Нет

■ до перехода перкуторного тимпанического звука в тупой

□ Да □ Нет

четвертую точку отметить по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (нижний край пальца-плессиметра)

□ Да □ Нет

■ измерить второй размер сантиметровой лентой - расстояние между третьей и четвертой точкой

□ Да □ Нет

• определить III размер:

■ перкутировать по левой реберной дуге в медиальном направлении от левой передней подмышечной линии

□ Да □ Нет

■ располагать палец-плессиметр перпендикулярно левой реберной дуге

□ Да □ Нет

■ шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра

□ Да □ Нет

■ до перехода перкуторного тимпанического звука в тупой

□ Да □ Нет

пятую точку отметить по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (наружный край пальца-плессиметра)

□ Да □ Нет

■ измерить третий размер сантиметровой лентой - расстояние между третьей и пятой точкой

□ Да □ Нет

15

Проговорить заключение с указанием

размеров печени по Курлову (рис. 8.14):

I размер см

□ Да □ Нет

II размер см

□ Да □ Нет

III размер см

□ Да □ Нет

Рис. 8.11. Методика глубокой пальпации печени: расположение обеих рук (а); в разрезе - сдвигание рукой кожи на вдохе (1); погружение на выдохе (2, 3); при проскальзывании печени оценка характеристик (4)

Рис. 8.12. Методика поверхностной пальпации печени: расположение руки по отношению к краю печени (а); определение нижнего края (б)

Рис. 8.13. Расположение печени относительно правого края реберной дуги: 1 - у детей младше 2 лет; 2 - у детей с 2-4 до 5-6 лет; 3 - у детей старше 7 лет

Рис. 8.14. Размеры печени по М.Г. Курлову: 1 - первый размер печени (соответствует правой доле); 2 - второй размер печени; 3 - третий (косой) размер печени (соответствует левой доле)

8.3. Симптомы поражения желчевыводящих путей

Действие

Отметка о выполнении

1

Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящей пальпации и перкуссии

□ Да □ Нет

2

Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение пальпации и перкуссии

□ Да □ Нет

Пальпация и перкуссия

3

Пальпировать болевые зоны и точки:

• холедоходуоденальную зону - правый верхний квадрант, ограниченный правой реберной дугой, белой линией живота и линией, проходящий через пупок

□ Да □ Нет

• точка желчного пузыря (точка Кера) - место пересечения правой реберной дуги и правого края прямой мышцы живота

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

4

Проговорить заключение с указанием:

• отсутствия (наличия) болезненности в конкретной зоне и точке

□ Да □ Нет

5

Определить симптомы поражения желчного пузыря - пузырные симптомы:

• проверять на вдохе

□ Да □ Нет

• симптом Кера:

■ пальпировать одним-двумя пальцами в точке Кера (место пересечения правой реберной дуги и правого края прямой мышцы живота)

□ Да □ Нет

■ оценить наличие болезненности при пальпации

□ Да □ Нет

• симптом Курвуазье-Терье:

■ пальпировать одним-двумя пальцами в точке Кера

□ Да □ Нет

■ обнаружить отсутствие (наличие) пальпируемого желчного пузыря

□ Да □ Нет

• симптом Мерфи:

■ погружать один-два пальца в точке Кера с целью определения болезненности

□ Да □ Нет

■ оценить наличие болезненности на высоте вдоха

□ Да □ Нет

• симптом Георгиевского-Мюсси (правосторонний frenicus-симптом):

■ надавливать одним-двумя пальцами над ключицей между ножками правой грудино-ключично-сосцевидной мышцы

□ Да □ Нет

■ оценить наличие болезненности при пальпации

□ Да □ Нет

• симптом Лэпине:

■ перкутировать двумя согнутыми пальцами в точке желчного пузыря

□ Да □ Нет

■ оценить наличие болезненности при пальпации

□ Да □ Нет

• симптом Ортнера-Грекова:

■ поколачивать ребром ладони умеренно

□ Да □ Нет

■ по правой реберной дуге

□ Да □ Нет

■ число ударов - три-четыре

□ Да □ Нет

6

Проговорить заключение с указанием:

• наличия отрицательного (положительного) конкретного симптома

□ Да □ Нет

8.4. Пальпация и перкуссия селезенки

Действие

Отметка о выполнении

1

Коротко разъяснить ребенку/представителю ребенка ход предстоящей пальпации

□ Да □ Нет

2

Получить устное согласие ребенка/представителя ребенка на проведение пальпации

□ Да □ Нет

Пальпация

3

Провести пальпацию селезенки:

• в положении пациента лежа на спине

□ Да □ Нет

• проводить пальпацию бимануально (рис. 8.15)

□ Да □ Нет

• положить ладонь недоминантной руки исследующего на левую реберную дугу пациента для ограничения подвижности ребер и увеличении подвижности диафрагмы

□ Да □ Нет

• расположить ладонь доминантной руки со слегка согнутыми пальцами в области левого подреберья, образовав одну линию

□ Да □ Нет

• произвести легкое скользящее движение сверху вниз

□ Да □ Нет

4

Провести пальпацию в положении на правом боку по Сали (рис. 8.16):

• ребенка уложить на правый бок

□ Да □ Нет

• руки пациента положить под голову

□ Да □ Нет

• согнуть голову так, чтобы подбородок касался грудины

□ Да □ Нет

• правую ногу вытянуть, а левую слегка согнуть в тазобедренном и коленном суставах

□ Да □ Нет

• проводить пальпацию бимануально

□ Да □ Нет

• положить ладонь недоминантной руки исследующего на левую реберную дугу пациента для ограничения подвижности ребер и увеличении подвижности диафрагмы

□ Да □ Нет

• расположить ладонь доминантной руки со слегка согнутыми пальцами в области левого подреберья на уровне IX-X ребра

□ Да □ Нет

• сместить кожную складку несколько книзу на вдохе пациента

□ Да □ Нет

• погрузить пальцы внутрь брюшной полости во время выдоха пациента

• попросить пациента глубоко вдохнуть, и селезенка под давлением диафрагмы опустится вниз навстречу пальцам

□ Да □ Нет

5

Проговорить заключение с указанием (при изменениях их характер):

• характеристики селезенки:

Действие

Отметка о выполнении

■ расположение относительно края реберной дуги (в сантиметрах)

□ Да □ Нет

■ форма

□ Да □ Нет

■ консистенция

□ Да □ Нет

■ наличие ее смещаемости

□ Да □ Нет

■ отсутствие (наличие) болезненности при пальпации

□ Да □ Нет

6

Определить перкуторные размеры селезенки (рис. 8.17):

• положить пациента на правый бок

□ Да □ Нет

• определить длинник селезенки:

■ вести перкуссию слабой силы

□ Да □ Нет

■ перкутировать по X ребру от края левой реберной дуги по направлению к позвоночнику

□ Да □ Нет

■ располагать палец-плессиметр перпендикулярно X ребру

□ Да □ Нет

■ шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра

□ Да □ Нет

■ до перехода перкуторного тимпанического звука в притупленный

□ Да □ Нет

■ сделать отметку по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (наружный край пальца-плессиметра)

□ Да □ Нет

■ перкутировать по X ребру от задней подмышечной линии по направлению вперед

□ Да □ Нет

■ располагать палец-плессиметр перпендикулярно X ребру

□ Да □ Нет

■ шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра

□ Да □ Нет

■ до перехода перкуторного тимпанического звука в притупленный

□ Да □ Нет

■ сделать отметку по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (наружный край пальца-плессиметра)

□ Да □ Нет

■ измерить длинник селезенки сантиметровой лентой - расстояние между точками на Х ребре

□ Да □ Нет

• определить поперечник селезенки:

■ перкутировать по линии, проведенной перпендикулярно длин-нику селезенки через его середину по направлению сверху вниз, начиная от уровня VII ребра

□ Да □ Нет

■ располагать палец-плессиметр параллельно Х ребру

□ Да □ Нет

■ шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра

□ Да □ Нет

■ до перехода перкуторного тимпанического звука в притупление

□ Да □ Нет

Действие

Отметка о выполнении

■ сделать отметку по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (наружный край пальца-плессиметра)

□ Да □ Нет

■ перкутировать по линии, проведенной перпендикулярно длин-нику селезенки через его середину по направлению снизу вверх начиная ниже ХII ребра

□ Да □ Нет

■ располагать палец-плессиметр параллельно Х ребру

□ Да □ Нет

■ шаг перкуссии - ширина пальца-плессиметра

□ Да □ Нет

■ до перехода перкуторного тимпанического звука в притупление

□ Да □ Нет

■ сделать отметку по краю пальца-плессиметра, обращенного в сторону более ясного звука (наружный край пальца-плессиметра)

□ Да □ Нет

■ измерить поперечник селезенки сантиметровой лентой - расстояние между точками на перпендикуляре к Х ребру

□ Да □ Нет

7

Проговорить заключение с указанием размеров селезенки:

• длинник ________см

□ Да □ Нет

• поперечник _______см

□ Да □ Нет

Рис. 8.15. Бимануальная пальпация селезенки

Рис. 8.16. Положение ребенка при пальпации по Сали

Рис. 8.17. Определение перкуторных размеров селезенки: 1 - поперечник; 2 - длинник

Для продолжения работы требуется вход / регистрация