только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 8 / 14
Страница 1 / 16

ГЛАВА 7. УХОД ПРИ НАРУШЕНИЯХ СО СТОРОНЫ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

7.1. Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта новорожденного

Система органов пищеварения у новорожденных отличается рядом анатомо-физиологических особенностей, которые отражаются на функциональном уровне.

У плода ЖКТ начинает функционировать уже на 16-20-й нед внутриутробной жизни. К этому времени выражен глотательный рефлекс, в слюнных железах обнаруживается амилаза, в желудочных - пепсино-ген, в тонком кишечнике - секретин. Нормально развивающийся плод заглатывает большое количество амниотической жидкости, отдельные компоненты которой гидролизуются в кишечнике и всасываются. Не подвергшаяся перевариванию часть содержимого желудка и кишечника идет на образование мекония. Суточное количество поглощаемой плодом жидкости в последние месяцы беременности может достигать более чем 1 л.

Полость рта у новорожденного небольшая, достаточно хорошо развиты жевательные мышцы. Кроме того, есть особые жировые комочки в толще щек и особое строение слизистой губ, предусмотренные для облегчения акта сосания и обеспечивающие наиболее плотное захватывание ртом ребенка соска груди.

Биша комочки - отграниченные скопления жировой ткани в толще щек (между щечной и жевательной мышцами), имеющиеся только у новорожденных и детей грудного возраста. Они препятствуют втягиванию щек ребенка во время сосания. Биша комочки частично сохраня-

ются даже при тяжелых степенях исхудания - гипотрофии I-II степени, а при улучшении питания восстанавливаются первыми.

Сосательный рефлекс у здоровых доношенных детей сформирован полностью, однако для его укрепления необходимо как можно более раннее прикладывание ребенка к груди, буквально в первые минуты жизни.

Каждый новорожденный появляется на свет с хорошо развитыми рецепторами на губах, языке, слизистой оболочке полости рта. Их нервные окончания дают младенцу гораздо более надежную информацию об окружающих его предметах, чем неловкие руки и не вполне сформировавшееся зрение. Ребенок исследует окружающий мир прежде всего языком. На этой сложно устроенной мышце располагаются осязательные сосочки, посредством которых регистрируется прикосновение или давление, передается информация о свойствах тех или иных предметов. На языке расположены также вкусовые сосочки в виде маленьких бугорков, которые хорошо видны. Каждый из них содержит до 200 вкусовых луковиц, являющихся собственно клетками органов чувств. С их помощью различные вкусовые ощущения передаются через нервные окончания в головной мозг. Особенностью является то, что нёбо и вход в гортань также снабжены вкусовыми луковицами. Предполагается, что благодаря этому младенец получает устойчивые впечатления.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация