только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 10 / 12
Страница 1 / 38

Глава 4. Оперативное акушерство

4.1. Искусственное прерывание беременности

Планирование семьи и регуляция рождаемости — одни из важнейших задач мировой медицины и социальной политики. Несмотря на многочисленные программы ВОЗ, незапланированная беременность до сих пор остается нерешенной проблемой. По данным социологов, 50% всех беременностей незапланированные, а 25% — нежелательные. Ежегодно в мире производится более 50 млн абортов. Показатель числа абортов на 1000 женщин фертильного возраста в США составляет 21,3; Великобритании — 14,2; Финляндии — 11,7; Нидерландах — 5,3. В России этот показатель имеет постоянную тенденцию к снижению и составляет на 2020 г. 15 на 1000 женщин фертильного возраста.

В России традиционно сложился стереотип решения проблемы нежелательной беременности путем искусственного прерывания. Несмотря на достоверное уменьшение числа абортов в последнее пятилетие по стране в целом, Россия по-прежнему относится к государствам с высокой частотой этого метода регулирования рождаемости, особенно в популяции юных и молодых женщин. 28% женщин прерывают первую беременность. Отдаленные осложнения (бесплодие, ИЦН, невынашивание беременности, хронические воспалительные процессы гениталий, эндокринные нарушения, эндометриоз) значительно ухудшают репродуктивное здоровье женщин, неблагоприятно сказываются на фертильности и течении последующих беременностей. Частота гинекологических заболеваний у женщин, первая беременность которых закончилась артифициальным абортом, составляет почти 60%.

Применение механических или химических средств с целью прерывания беременности до 22 нед называют искусственным (артифициальным) абортом. Искусственный аборт должен быть медицинским.

Медицинский аборт — искусственное прерывание беременности, выполненное обученным медицинским персоналом с соблюдением всех требований метода. Медицинский аборт производят в медицинском учреждении по заявлению и при наличии информированного согласия женщины с обязательным оформлением соответствующей медицинской документации.

Если при выполнении искусственного аборта нарушено хотя бы одно из требований, предъявляемых к медицинскому аборту, прерывание беременности считают криминальным.

В конце ХХ в. ВОЗ ввела понятия «безопасный» и «небезопасный» аборт. Согласно определению ВОЗ, небезопасный аборт — выполнение аборта или лечение его осложнений неквалифицированным лицом, а также осложнения после аборта, так как они служат весовыми причинами смерти женщин репродуктивного возраста или тяжелых нарушений их репродуктивного здоровья.

Ежегодно в мире выполняют 20 млн небезопасных абортов, а 60 000 женщин умирают от их осложнений.

Исторический аспект. Искусственный аборт относят к числу старейших проблем медицины, этики, юриспруденции и теологии. В большинстве древних цивилизаций искусственный аборт был наиболее распространенным методом регулирования рождаемости. Аристотель считал аборт допустимым, пока в зародыше не сформировались «чувствительность» и «двигательная активность». В то же время клятва Гиппократа не одобряет прерывание беременности. В римском праве зародыш считался частью тела матери (pars viscerum), поэтому женщина не подвергалась наказанию за умерщвление плода или изгнание его из утробы. И только позднее эмбрион (nasciturus — имеющий родиться) был наделен некоторыми гражданскими правами. Искусственный аборт стали трактовать как преступление против прав родителей, если кто-то стремился достичь таким путем имущественных прав. Окончательное осознание ценности эмбриона связано с возникновением христианства. Если у ранних христиан указывалось, что обретение бессмертной души происходит на 40-й день для мальчиков и 80-й для девочек, то средневековые богословы (уже не различая полов) указывали то на 40-й, то на 80-й день (12 нед беременности).

Основоположник отечественного акушерства Н.М. Максимович-Амбодик еще в 1784 г., предвосхищая концепцию медицинских показаний к искусственному прерыванию беременности, выступал за то, чтобы в критических ситуациях на первое место ставить спасение матери, а не плода.

В европейской медицине поворотным пунктом в окончательном формировании данной концепции стала дискуссия в Парижской медицинской академии в 1852 г. Статистика материнской смертности после кесарева сечения стала главным аргументом в этическом оправдании искусственного прерывания беременности.

Во второй половине XIX в. в США возникло общенациональное движение за запрет аборта. Ведущую роль в нем играло руководство авторитетной Американской медицинской ассоциации. Основываясь на эмбриологических открытиях, врачи доказывали, что плод представляет собой живое существо с момента зачатия, а не с момента ощущения матерью его движений (этот момент называли «оживлением плода»). Именно поэтому медики утверждали, что аборт, даже в самом начале беременности, следует считать убийством. В итоге к 1880 г. аборты в США, если речь не шла о случаях спасения жизни женщины, были запрещены. Принятые тогда законы в основном сохранялись до 1960-х гг.

В имперский период истории России, согласно уголовному уложению 1903 г., существовала уголовная ответственность за аборт и для врача (до 6 лет), и для матери (до 3 лет).

Постановление Наркомата здравоохранения и Наркомата юстиции России от 18 ноября 1920 г., разрешавшее искусственное прерывание беременности в медицинских учреждениях, было первой в европейской истории практикой легализации абортов. Легализация абортов в России была большим шагом в процессе эмансипации российских женщин, ибо позволяла самим женщинам контролировать собственную сексуальность и фертильность. Один из создателей советской системы здравоохранения З.П. Соловьев назвал данное постановление «историческим документом», в котором, в частности, говорилось: «Допускается бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечивается максимальная безвредность».

Для продолжения работы требуется вход / регистрация