только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 8 / 9
Страница 1 / 19

Приложения

Приложение I. Шкалы и тесты, используемые в гериатрии при комплексной гериатрической оценке

Приложение 1. Методология проведения краткой батареи тестов физического функционирования и интерпретация результатов

1. Определение равновесия.

Медсестра, проводящая исследование, объясняет пациенту: «Этот тест состоит из трех частей. В первой части вы должны постараться удерживать равновесие в трех различных положениях. Я сначала опишу, а затем покажу каждое из этих положений».

А. Положение «Стопы вместе».

«Сейчас я покажу вам первое положение (проде­монстрировать). Надо, чтобы вы простояли в таком положении, поставив стопы вместе, 10 с. вы можете балансировать руками, сгибать колени или перемещать тело так, чтобы сохранить равновесие, но постарайтесь не двигать стопы и ни за что не держаться. Постарайтесь находиться в этом положении в течение 10 с, до тех пор, пока вы не услышите команду “стоп”».

Как только медицинская сестра увидит, что пациент стоит самостоятельно (без поддержки), она запускает секундомер. Остановить подсчет времени через 10 с или как только пациент изменит положение ног либо коснется чего-либо в поисках поддержки.

Б. Полутандемное положение.

Медсестра, проводящая исследование: «Теперь я покажу вам второе положение (продемонстрировать). Вам надо 10 с простоять, выставив одну ногу вперед так, чтобы носок одной стопы был на уровне середины другой стопы и внутренние поверхности двух стоп соприкасались. Вы можете выставить вперед любую стопу, как вам удобней. Вы можете балансировать руками, сгибать колени или перемещать тело так, чтобы сохранить равновесие, но постарайтесь не двигать стопы и ни за что не держаться. Оставайтесь в этом положении до тех пор, пока вы не услышите команду “стоп”».

Как только медицинская сестра увидит, что пациент стоит самостоятельно (без поддержки), она запускает секундомер. Остановить подсчет времени через 10 с и сказать: «Стоп».

В. Тандемное положение ног.

Медсестра, проводящая исследование: «Теперь я прошу вас принять третье положение (продемонстрировать). Встаньте так, чтобы пятка одной ноги находилась непосредственно перед носком другой ноги и касалась его. Стойте так 10 с. Вы можете выставить вперед любую ногу так, как это удобнее всего для вас. Вы можете балансировать руками, сгибать колени или перемещать тело так, чтобы сохранить равновесие, но постарайтесь не двигать стопы. Постарайтесь оставаться в этом положении до тех пор, пока не услышите команду “стоп”».

Как только медицинская сестра увидит, что пациент стоит самостоятельно (без поддержки), она запускает секундомер. Остановить подсчет времени через 10 с и сказать: «стоп».

2. Определение скорости ходьбы на 4 м.

Необходимое расстояние: около 6 м (коридор, комната). Необходимо от отметки «Старт» отмерить расстояние 4 м. Пациент должен иметь возможность продолжить движение в еще несколько шагов после финишной отметки, чтобы не замедлять ходьбу из-за препятствия. Тест проводится в обуви, в которой пациент обычно ходит.

Медсестра, проводящая исследование: «Этот тест необходим для того, чтобы мы смогли увидеть, как вы обычно ходите. Начните отсюда (стопы пациента на отметке «Старт»). Если вы используете трость (или какое-либо другое вспомогательное устройство) и чувствуете, что она вам необходима, чтобы пройти это расстояние, можете использовать ее. Вы должны пройти без остановки с обычной скоростью, как если бы вы шли по коридору или по улице. Я покажу вам, что имею в виду».

Продемонстрировать. Необходимо смотреть вперед и, сохраняя прямую осанку, пройти с нормальной скоростью до финишной линии и перейти за нее.

«Вам надо будет пройти этот путь 3 раза. В это время я буду рядом с вами. Мы не будем разговаривать, когда вы будете идти, но я буду рядом, чтобы поддержать вас, чтобы вы не упали».

Пациент должен стоять без поддержки на стартовой линии таким образом, чтобы носки обеих стоп касались линии или незначительно заступали за нее и находились на удобном для участника расстоянии друг от друга.

Первая попытка пробная. Во время 2-й и 3-й попыток измеряется время в секундах, за которое пациент проходит 4 м. Учитывается лучший результат.

3. Подъемы со стула.

Подготовка: однократный подъем со стула. Стул без подлокотников.

Медсестра, проводящая исследование: «С помощью данного теста мы проверим силу ваших ног. Давайте я покажу, что вы будете делать».

Покажите и объясните процедуру, сидя на стуле напротив пациента.

«Во-первых, скрестите руки на груди или животе и сядьте так, чтобы ваши стопы были плотно прижаты к полу. Затем встаньте, держа руки скрещенными на груди или животе».

Если пациент не может выполнить однократный подъем со стула без использования рук, тест с 5-кратным подъемом со стула не выполняется.

Выполнение теста: 5-кратный подъем со стула.

Медсестра, проводящая исследование: «Пожалуйста, теперь 5 раз подряд без остановок встаньте так быстро, как только можете. После каждого подъема нужно сесть и потом снова встать. Руки должны быть скрещены на груди или животе. Я буду фиксировать время выполнения упражнения».

Фиксируется время, в течение которого пациент встает со стула без помощи рук 5 раз. После того как пациент встал в 5-й раз (конечная позиция), остановить секундомер.

Прекратить выполнение теста в следующих случаях:

  • если пациент встает с помощью рук;
  • через 1 мин, если пациент не смог выполнить тест к этому времени;
  • по вашему усмотрению, если это требуется для обеспечения безопасности пациента.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация