Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 10
Страница 1 / 88

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ У ДЕТЕЙ

2.1. Основные особенности педиатрических подгрупп с точки зрения клинической фармакологии

В этой главе нельзя не упомянуть указанные в книге И.М. Воронцова и А.В. Мазурина «Пропедевтика детских болезней» (2009) данные, что детство является самым длительным периодом развития человека, составляя не менее 20% физиологической продолжительности жизни, а может быть, и существенно больше [1]. С точки зрения клинической фармакологии возрастная классификация должна принимать во внимание биологию развития ребенка и связанные с ней фармакологические процессы. В настоящее время признано, что фармакокинетические параметры у детей, такие как абсорбция, распределение, метаболизм и выведение, отличаются от таковых у взрослых и подвержены изменениям на протяжении развития и взросления.

Согласно позиции отечественных педиатров, собственно детство начинается с неонатального периода, или периода новорожденности, который, в свою очередь, может быть разделен на ранний и поздний [1, 29, 30]. Ранний неонатальный период - это время от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни (всего 168 ч). Поздний фетальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды принято объединять под общим названием перинатальный период (с 28-й недели внутриутробного развития до 7-го дня жизни). Поздний неонатальный период охватывает 21 день (с 8-го по 28-й день жизни). После периода новорожденности наступает грудной возраст, который длится от 29-го дня жизни до 1 года. Преддошкольный (старший ясельный) период

(1-3 года) характеризуется некоторым снижением темпов физического развития детей, большей степенью зрелости основных физиологических систем. В дошкольном периоде (от 3 до 7 лет) дети посещают детский сад. Для этого этапа характерно первое физиологическое вытяжение. В младшем школьном возрасте (7-11 лет) молочные зубы меняются на постоянные. Начинается четкий половой диморфизм физического развития. Старший школьный возраст (с 12 до 17-18 лет) иногда называют отрочеством. Он характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. Для девочек это период бурного полового созревания, для юношей - его начало. Безусловно, в биологии детства предпринимались и предпринимаются попытки классификации периодов детского возраста не по календарным срокам жизни, а по сущностным биологическим чертам зрелости [1, 29, 30].

Для продолжения работы требуется вход / регистрация