Глава 1. Диагностика
Луи С Г. Берман | Илан Ротштейн
Содержание главы
Постановка диагноза как искусство и наука
Жалобы
Медицинский анамнез
Анамнез стоматологического заболевания
Обследование
Внеротовое обследование
Внутриротовое обследование
Оценка жизнеспособности пульпы
Специальные пробы
Рентгенологическое исследование и интерпретация
Трещины и переломы
Перфорации
Клиническая классификация заболеваний пульпы и периодонта
Заболевания пульпы
Заболевания периодонта (периапикальные заболевания)
Отраженная боль
Вывод
Постановка диагноза
как искусство и наука
Диагностика — это искусство и умение обнаруживать и различать отклонения от нормы, их природу и причину возникновения. Цель диагностики — выявить проблему, беспокоящую пациента, и ее причины, что в конечном итоге напрямую повлияет на лечение, если таковое потребуется. Невозможно составить полноценный план лечения, не получив ответов на все вопросы. Следовательно, в данном процессе тщательный сбор информации так же важен, как и спланированный методичный и системный подход.
Чтобы поставить точный диагноз, недостаточно жалоб и данных объективных методов исследования. Полученную информацию необходимо обработать, чтобы отделить значимые сведения от сомнительных. Нужные данные врач должен собирать в процессе активной беседы с пациентом, задавая правильные вопросы и тщательно анализируя полученные ответы. По сути процесс выявления патологии полости рта и есть вершина искусства и науки постановки точного диагноза.
Процесс постановки диагноза можно разделить на 5 этапов:
1. Пациент рассказывает врачу о своих жалобах.
2. Врач расспрашивает пациента о симптомах и истории развития заболевания.
3. Врач выполняет клиническое обследование пациента.
4. Врач сопоставляет результаты объективного обследования с данными опроса и составляет список предварительных диагнозов для дальнейшей дифференциальной диагностики.
5. Врач ставит окончательный диагноз.
Сбор информации осуществляется при помощи организованного и системного подхода, что требует профессионального клинического мышления. Врач должен уметь формулировать вопросы, которые нужно задать пациенту, и знать, как именно это лучше сделать. Важно внимательно выслушать пациента, чтобы нарисовать полную картину, отражающую жалобы пациента. Эти субъективные данные в сочетании с результатами диагностических тестов и обеспечивают ключевую информацию, необходимую для постановки диагноза.
Ни наука, ни искусство не работают поодиночке. Дифференциальная диагностика в эндодонтии требует особого сочетания знаний, навыков и умения обрабатывать информацию и взаимодействовать с пациентом в реальном времени. Опрос, выслушивание, проведение исследований, обработка результатов и, в итоге, ответ на главный вопрос «почему?» и приведут к точному диагнозу, что, в свою очередь, позволит составить наиболее эффективный план лечения.
Жалобы
Пришедший к стоматологу пациент должен пройти тщательную регистрацию, которая включает информацию о состоянии его общего и стоматологического здоровья (рис. 1.1, 1.2). По завершении пациент указывает дату и ставит подпись. Врач также должен поставить подпись в подтверждение того, что он ознакомлен с указанной информацией (подробнее в главе 29).
Повод для обращения пациентов к врачу зачастую так же важен, как и результаты проведенных диагностических тестов, а их замечания служат первоначальными важными ключами к постановке верного диагноза. Без данных прямых и беспристрастных сведений данные объективных методов исследования могут привести к неправильному диагнозу. Жалобы могут быть вызваны не тем патологическим состоянием в полости рта, которое обнаружил врач. При тщательном рассмотрении жалоб может оказаться, что они относятся к общему состоянию здоровья или к ранее проведенному
&hide_Cookie=yes)
Рис. 1.1. Опросник о состоянии стоматологического здоровья, который позволяет пациенту организованно и детально описать испытываемую боль
&hide_Cookie=yes)
Рис. 1.2. Краткая комплексная анкета о состоянии здоровья создана для понимания системных условий, которые могут вызвать или ухудшить симптомы пациента, внести изменения в тактику лечения или изменить его план
стоматологическому лечению. Отдельным пациентам первая помощь при симптомах пульпита или периодонтита даже могла быть уже оказана в больнице общего профиля [93]. Иногда основные жалобы могут быть вызваны тем, что предыдущий доктор верно или неверно сообщил пациенту о наличии у него стоматологической проблемы, в то время как самого пациента ничего не беспокоило. Поэтому врач должен уделить пристальное внимание фактически представленным жалобам, установить хронологию событий, приведших к их появлению, и расспросить пациента о других имеющихся проблемах, включая общие заболевания и историю развития настоящего заболевания. Для того чтобы иметь возможность обратиться к этому в будущем, а также для постановки правильного диагноза необходимо тщательно записать основные жалобы со слов самого пациента, используя его же выражения.
Медицинский анамнез
Врач несет ответственность за сбор анамнеза у каждого пациента, пришедшего на прием. Существует множество утвержденных образцов анкет о состоянии здоровья, или врач может составить собственный опросник. После того как пациент, родитель или опекун несовершеннолетнего пациента заполнит такую анкету, доктор должен просмотреть ответы, а затем подписать бланк в знак того, что он ознакомлен с указанными сведениями. Зарегистрированного пациента необходимо опрашивать при каждом визите, чтобы узнать, не произошли ли какие-либо изменения в его сопутствующих заболеваниях или их лечении. Более тщательный и полный опрос о наличии сопутствующей патологии следует проводить, если пациент не был на приеме больше года [51, 52].