только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 18 / 21
Страница 1 / 36

Глава 15. ОБЪЕКТИВНЫЙ СТРУКТУРИРОВАННЫЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН

Описание

Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) представляет собой метод, используемый для оценки клинической компетентности. Роналд Харден, впервые применивший в 1975 г. этот метод оценки, дает следующее определение - «подход к оценке клинической или профессиональной компетентности, в котором компоненты компетентности оценивают планомерно и структурированно, с особым вниманием к объективности оценки».

В основе метода лежит комплексная оценка с конечным множеством (обычно от 10 до 20) оценочных станций, моделирующих различные аспекты клинической компетентности. Все участники проходят одинаковые испытания, последовательно переходя от станции к станции в соответствии с расписанием, результаты выполнения заданий при этом оцениваются с использованием чек-листов. Для проведения ОСКЭ могут быть использованы различные тренажеры и симуляторы, стандартизированные пациенты или реальные пациенты, а также дополнительные диагностические элементы (результаты ЭКГ, рентгенографии, КТ, МРТ).

Суть ОСКЭ заключается в создании для экзаменуемых репродуцируемых клинических ситуаций, позволяющих продемонстрировать приобретенные технические, дедуктивные (диагностические, когнитивные) и коммуникативные навыки. ОСКЭ имитирует (симулирует) процесс обследования и лечения пациента, поэтому практические испытания на станциях ОСКЭ обычно представляют собой задания на интерпретацию исследований, оценку коммуникативных навыков (сбор анамнеза, сообщение плохих новостей), а также технических навыков. Таким образом, ОСКЭ - это больше, чем комплексный экзамен. Правильно разработанные станции ОСКЭ позволяют произвести проверку клинических компетенций, связанных с самостоятельным осуществлением медицинской деятельности. Методика, в отличие от традиционных методов оценки, позволяет оценить и продемонстрировать, что учащиеся «делают», что они «знают» или теоретически «могут или будут делать».

* Глава подготовлена при участии З.З. Балкизова, В. Перельмана и Т.В. Семёновой.

За 40 лет, прошедших со времени изобретения метода Роналдом Харденом, наблюдается стабильный рост использования ОСКЭ для проведения экзаменов у студентов и ординаторов и практикующих врачей во всем мире. ОСКЭ используется для экзаменов при повышении квалификации в системе НМО и в качестве средства получения обратной связи для коррекции процесса обучения. В настоящее время ОСКЭ используется:

• в качестве средства оценки достижения минимального приемлемого стандарта для студентов и резидентов при переводных и выпускных экзаменах в большинстве медицинских школ США, Великобритании и Канады. В Казахстане ОСКЭ стал обязательным экзаменом после 3-го, 5-го и 7-го курса во всех медицинских вузах;

• в качестве средства оценки интернов при назначении на более высокие должности в Королевских коллегиях врачей различных специальностей в Великобритании;

• в качестве средства текущей, формативной оценки и самооценки для коррекции обучения студентов-медиков;

• в качестве средства суммативной (итоговой) оценки выпускников, претендующих на лицензию для занятия должности или на сертификат для практической деятельности. На модели ОСКЭ основаны часть 2 экзамена PLAB в Великобритании, часть II Квалификационного экзамена Медицинского совета Канады [The Medical Council of Canada Qualifying Examination Part II (MCCQE) и раздел оценки клинических умений экзамена для получения медицинской лицензии в США (The United States Medical Licensing Examination® (USMLE®)];

• с 2016 г. методика ОСКЭ применяется в качестве 2-го этапа первичной аккредитации специалистов в России.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация