только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 9
Страница 1 / 16

Часть I. Расширение донорского пула и оценка потенциального донора органов

Глава 1. Этические аспекты донорства органов. Антонино М. Гранде, Паоло Асени

A.M. Grande Department of Cardiac Surgery, IRCCS Fondazione Policlinico San Matteo, Pavia, Italy; e-mail: amgrande@libero.it P. Aseni Department of Surgery and Abdominal Transplantation, Transplant Center, Niguarda Cà Granda Hospital, Milan, Italy; e-mail: paoloaseni@gmail.com

Ключевые тезисы

  • Первый базовый принцип заключается в том, что каждый человек может являться как донором, так и реципиентом органов.
  • Необходимость баланса всех этических аспектов, включая пользу от трансплантации, клинические противопоказания, добровольное согласие человека на прижизненное или посмертное донорство органов.
  • Увеличение количества успешных трансплантаций органов (в первую очередь, почек) от прижизненных доноров является весомым аргументом в пользу прижизненного органного донорства. Однако данную ситуацию следует рассматривать, скорее, как прискорбную необходимость ввиду сохраняющегося дефицита органов от посмертных доноров (ПД).
  • Информированное согласие является необходимым условием для прижизненного донорства. Такое согласие от потенциального донора может быть получено только после его детального информирования об операционных рисках и уровне смертности прижизненных доноров, который составляет порядка 12–13 на 6000 случаев (0,2%, включая прижизненных доноров печени) [1].
  • Обсуждение смерти (головного мозга) потенциального ПД и последующего донорства органов с членами его семьи уместно только при надлежащем отношении к телу умершего со стороны всех специалистов, участвующих в процессе донорства.
  • Критерии для возможного прижизненного неродственного донорства органов должны быть тщательно рассмотрены местным этическим комитетом, в большинстве стран — по решению специальных судебных инстанций2В РФ неродственное прижизненное донорство запрещено законодательно.
  • Прижизненное донорство органов в коммерческих целях мировым трансплантационным сообществом признается категорически неприемлемым и должно решительно пресекатьсяВ РФ неродственное прижизненное донорство запрещено законодательно.

1.1. Основные этические принципы донорства органов

Дефицит донорских органов является первой этической проблемой клинической трансплантологии, поскольку количество пациентов, нуждающихся в трансплантации, по-прежнему превышает число доступных донорских органов.

Решение стать донором органов

Существует два возможных варианта в отношении потенциальных доноров:

a) посмертное донорство органов;

б) прижизненное родственное донорство органов.

Согласие стать донором органов должно быть информированным личным выбором человека. Информирование населения должно осуществляться путем разработки и реализации образовательных программ, посвященных ключевым аспектам донорства и трансплантации органов, поскольку донорство — это «дар жизни» с целью спасения неизлечимо больных. Кроме того, в водительских удостоверениях или других документах, включая интернет-сайты, используется процедура регистрации согласия потенциального донора. Однако эти попытки едва ли привели к увеличению числа ПД органов [1–7].

Большинство религий, включая христианство, иудаизм и ислам, не имеют принципиальных возражений против фундаментального принципа донорства как дара жизни. Трансплантация органов от ПД морально и этически приемлема для Православной и Католической христианских Церквей, а донорство органов поощряется как акт милосердия. Папа Римский Пий XII в 1956 г. заявил: «Человек может желать распоряжаться своим телом и предназначать его для целей полезных, нравственно безупречных и даже благородных, среди которых желание помочь больным и страждущим… Это решение должно быть не осуждено, а положительно оправдано» [8]. Папа Римский Иоанн Павел II в 2000 г. на Международном трансплантационном конгрессе в Риме провозгласил: «Необходимо привить людям, особенно молодым, искреннее и глубокое понимание необходимости братской любви, любви, которая может найти выражение в решении стать донором органов» [9]. Комитет консервативного движения по еврейским законам и стандартам объявил посмертное донорство органов не только актом милосердия, но и «обязательством», спасающим человеческие жизни. Левит 19:16 предписывает: «Не стойте в стороне, когда проливается кровь ближнего вашего», что подразумевает использование любого ресурса для спасения человеческой жизни. Ислам также разрешает и поощряет как прижизненное, так и посмертное донорство органов. Первой заповедью буддизма является облегчение страданий, и донорство органов рассматривается этой религией как акт великодушия. В индуизме донорство органов также не запрещено. Свидетели Иеговы зачастую считаются противниками трансплантологии, потому что выступают против переливания крови. Однако донорство и трансплантация органов могут быть приняты представителями этой конфессии при условии, что во время операции не происходит переливания крови [10].

Увеличение количества ПД органов было достигнуто в странах, в которых была одобрена концепция «предполагаемого согласия» (presumed consent). Эта модель подразумевает, что каждый взрослый человек после своей смерти, независимо от пожеланий своей семьи, является потенциальным донором органов, если при жизни он не выразил своего возражения. Такой принцип «согласия по умолчанию» (silent consent) был принят на этических и юридических основаниях в некоторых странах Европы и АзииВ том числе и в РФ, что позволило увеличить количество эффективных ПД в таких странах, как Испания и Сингапур, со среднего показателя 20 доноров на 1 млн населения, наблюдаемого в США, Великобритании и Канаде, до почти 40 доноров на 1 млн населения [2, 11].

Для продолжения работы требуется вход / регистрация