Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 13 / 18
Страница 1 / 3

Раздел IX. Повышение оперативной эффективности регистратуры

Обратная связь

Обратная связь с посетителями поликлиники является обязательным условием эффективного взаимодействия, позволяющего совершенствовать деятельность учреждения, оптимизировать работу с пациентами, повышать качество и доступность медицинской помощи населению. Именно обратная связь предоставляет пациентам возможность поделиться своими мыслями и мнением по любым вопросам относительно поликлиники. Возможность получить обратную связь позволяет определить сильные и слабые стороны учреждения, чем оно отличается от конкурентов, куда развиваться дальше, какой аспект деятельности выпадает из слаженной машины.

Виды обратной связи

  • Личная обратная связь: позволяет лично выразить свое мнение о медицинском учреждении и/или конкретном отделении и предлагаемых ими услугах. Но для пациента часто это может быть неприятно, особенно если опыт был негативным. Пациент теряет анонимность и может сомневаться в том, что его мнения дойдут до ответственных лиц (руководство медицинского учреждения, врачи) или в том, что они дойдут без потерь и искажений.
  • Обратная связь с помощью анкеты: печатные анкеты (прил. 14) и анкеты в электронном виде дают пациенту анонимность и достаточно времени, чтобы высказать свое мнение. Вместе с тем очень просто отправить заполненную анкету напрямую ответственному лицу, не рискуя потерей или искажением данных.

Организация социологических опросов

Социологический опрос — метод социологического исследования, заключающийся в сборе и получении первичных эмпирических сведений об определенных мнениях, знаниях и социальных фактах, составляющих предмет исследования, путем устного или письменного взаимодействия исследователя (интервьюера) и заданной совокупности опрашиваемых (интервьюируемые, респонденты).

Метод опроса — самый распространенный из социологических методов, определяющий «образ» социологии в глазах непосвященных, и к тому же имеющий самую богатую и давнюю историю. Утверждение о том, что почти невозможно дать строгое и исчерпывающее определение того, что такое опрос, на первый взгляд кажется нелепостью. Однако в действительности представления о том, каким должен быть хороший социологический опрос, менялись так часто, что любая попытка свести определение опроса к конкретной технике сбора информации, плану исследования, типу анализа данных или характеру использования полученных сведений наверняка столкнется с трудностями.

Социологический опрос — один из самых распространенных способов сбора необходимой информации в современной социологии и маркетинге.

Современная наука классифицирует социологические опросы по нескольким основным принципам.

Виды опросов:

  • анкетирование;
  • метод лестницы;
  • свободный;
  • устный;
  • письменный;
  • стандартизированный.

Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

По методу взаимодействия с аудиторией:

  • индивидуальные;
  • групповые.

Существует классификация социальных опросов по месту проведения (дома, на улице, на работе, в больнице, в местах лишения свободы и т.д.). По степени формализации выделяют свободные (недирективные, неформализированные), фокусированные (полуформализированные) и полностью формализированные — жестко направленные на получение конкретных эмпирических данных.

Непосредственные и опосредованные

В зависимости от того, как именно осуществляется получение необходимой информации от опрошенных лиц, соцопрос может быть непосредственным или опосредованным.

Непосредственный опрос (интервью) проходит при личной беседе с респондентом с глазу на глаз. Его часто проводят представители прессы.

Опосредованный (заочный) соцопрос может осуществляться по телефону, через Интернет, почтовые письма и т.д. Для его проведения, как правило, составляется специальная анкета с вопросами, которую заполняют респонденты. Результаты этого анкетирования интерпретируются для получения нужных социологу данных.

Сплошные и выборочные

Социологический опрос может проводиться с использованием случайной или заранее подобранной по нужным исследователю критериям выборки. Сплошное исследование предусматривает стихийный опрос респондентов разного пола, возраста, социального статуса и уровня образования. Оно охватывает всю совокупность респондентов (например, членов организации).

Выборочный соцопрос предусматривает выбор аудитории в соответствии с предметом исследования — уменьшенную копию генеральной совокупности. Например, для выяснения того, как улучшить работу регистратуры поликлиники, социолог может опросить ее посетителей.

Индуктивный и дедуктивный подход

При проведении социологического опроса (составлении анкеты) исследователь может использовать принципы индукции и дедукции. При выборе индуктивного метода вопросы социологического опросника продумываются в логичной последовательности от частного к общему.

Составленная по дедуктивному методу социологическая анкета выявляет частные эмпирические данные через предоставление респонденту общих вопросов. Это в основном касается программно-тематических (результативных, содержательных) вопросов, которые выявляют мотивы поведения, установки, знания или убеждения общественности.

Этапы проведения опроса

Основными этапами проведения социологического опроса (как и другого исследования в сфере социологии), по Ю.Г. Волкову и В.И. Добренькову, являются.

  1. Выбор предмета исследования.
  2. Обзор необходимой литературы.
  3. Построение рабочей гипотезы.
  4. Выбор программы исследования.
  5. Непосредственный сбор данных.
  6. Анализ результатов.
  7. Выводы на основании собранных данных.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация