только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 0 / 0
Страница 1 / 7

Глава 37. Материально-техническое обеспечение медицинских организаций (С.Ю. Двойников)

Под материально-техническим обеспечением МО подразумевается управление материальной базой МО, включающей не только средства производства, непосредственно связанные с оказанием МП, но и все поддерживающие и обеспечивающие процессы жизнедеятельности организации, начиная от эксплуатации зданий, заканчивая интеграцией информационных систем учреждения в единый государственный цифровой контур.

В узком смысле понятие «материально-техническое обеспечение» трактуется как процесс снабжения ЛПУ материальными ценностями, необходимыми для решения целей и задач ее функционирования.

Стратегия развития здравоохранения в РФ на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 254, декларирует следующие цели, напрямую связанные с материально-техническим обеспечением системы здравоохранения в целом и МО в частности:

1) создание условий для повышения доступности и качества оказания МП;

2) разработка, внедрение и применение новых медицинских технологий и ЛС;

3) совершенствование системы контроля в сфере охраны здоровья граждан, включая государственный контроль (надзор) в сфере обращения ЛС, государственный контроль за обращением медицинских изделий.

Приоритетным направлением развития здравоохранения заявлено совершенствование системы оказания МП, предусматривающее в том числе:

  • строительство и реконструкцию объектов здравоохранения;
  • развитие инфраструктуры и материально-технической базы МО, оказывающих МП, в том числе детям;
  • оснащение современным лабораторным оборудованием, высокочувствительными и специфичными тест-системами клинико-диагностических, в том числе микробиологических, лабораторий и патолого-анатомических отделений МО;
  • развитие высокотехнологичной МП.

Развитие указанных направлений и достижение обозначенных стратегических целей основывается на улучшении материально-технического обеспечения МО.

Основным нормативным актом, регулирующим процесс материально-технического обеспечения государственных заказчиков, и в частности государственных МО, является Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. (далее ФЗ № 44-ФЗ), пришедший на смену Федеральному закону № 94-ФЗ.

Принятие № 44-ФЗ было направлено на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, гласности и прозрачности закупок.

Федеральный закон регулирует, в числе прочего, следующие отношения:

1) планирование закупок товаров, работ, услуг;

2) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключение контрактов;

4) контроль исполнения контрактов;

5) мониторинг закупок товаров, работ, услуг;

6) аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Федеральный закон № 44-ФЗ определил следующие принципы системы государственных закупок:

  • открытость и прозрачность информации (вся информация в сфере закупочной деятельности должна размещаться в единой информационной системе, быть полной и достоверной);
  • обеспечение конкуренции (добросовестной ценовой и неценовой конкуренции);
  • профессионализм заказчиков (предполагающий, в т.ч., создание профессиональной контрактной службы заказчика);
  • стимулирование инноваций;
  • единство контрактной системы;
  • ответственность за результативность, эффективность осуществления закупок.

Федеральный закон № 44-ФЗ установил обязательность планирования закупок на 1 и 3 года с исключением проведения закупок вне принятого плана, приоритет сопоставления рыночных цен для определения начальной максимальной цены контракта, увеличил количество способов определения поставщика, значительно сократил перечень оснований для закупки
у единственного поставщика.

Большое количество изменений в ФЗ № 44-ФЗ связано с ужесточением требований к участникам размещения заказа, также значительно усилен контроль за исполнением контрактов, что в конечном итоге должно приводить к снижению затрат на материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения.

По состоянию на конец 2019 г. в ФЗ № 44-ФЗ уже был внесен целый ряд (более 50) комплексных поправок, направленных на оптимизацию и сокращение сроков осуществления закупок, в том числе:

  • исключены положения, обязывающие заказчика формировать два плановых документа;
  • до 1 дня сокращен срок для размещения в Единой информационной системе принятых изменений плана-графика;
  • исключен 10-дневный срок для размещения извещения (начала закупки) после внесения изменений в план-график;
  • сняты ограничения для закупки по цене единицы товаров (работ, услуг) (вместо 10 установленных случаев);
  • увеличен порог для проведения «короткого» аукциона (с 3 до 300 млн рублей);
  • установлена возможность проведения электронного аукциона на следующий день после рассмотрения первых частей заявок;
  • с 7 до 3 дней сокращен срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе;
  • до 1 млн рублей (вместо 200 тыс. рублей) увеличен ценовой порог контрактов, которые заказчики вправе заключать без проведения конкурентных процедур для обеспечения пациентов необходимыми ЛП по решению врачебной комиссии;
  • предоставлено право заказчику в случае правомерного расторжения контракта заключить контракт с участником, занявшим второе место;
  • установлены особенности осуществления закупок, заключения, исполнения и изменения контрактов на выполнение работ строительных, упрощен доступ к таким закупкам при одновременном усовершенствовании требований к квалификации участников закупок;
  • исключена необходимость размещения отдельного отчета об исполнении контракта.

Согласно сводному аналитическому отчету Минфина России по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ по итогам 2019 г., в отчетном периоде общая сумма закупок (общая начальная максимальная цена контрактов) составила 9,6 трлн рублей. При этом дополнительный стоимостной объем закупок, осуществленных заказчиками за счет достигнутой экономии, составил 1,1 трлн рублей. Размер сэкономленных средств, которые не были израсходованы, составил 383,2 млрд рублей. Таким образом, снижение начальной максимальной цены контрактов составило 15%, что является существенной экономией средств заказчика.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация